Не ходит, а летает — секунды на месте не усидит! Ни на чем не может сосредоточиться. Все ему быстро надоедает, а новую информацию он забывает почти мгновенно. Вспыльчив. Рассеян. Неорганизован. Именно так зачастую можно охарактеризовать ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Именно синдром дефицита внимания с гиперактивностью — причина низкой успеваемости в школе и плохого поведения дома. К сожалению, часто ни учителя, ни родители, ни педиатры не подозревают, что беспокойное поведение ребенка обусловлено неврологическими нарушениями. И даже невролог не всегда может правильно поставить диагноз. В любом случае, ребенку, прежде всего, необходима помощь родителей. Для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью характерны следующие признаки поведения:
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса. Это — неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.
Как помочь ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью?
Лечение СДВГ представляет собой совокупность медикаментозной терапии, психотерапии и методов коррекции поведения. Оно предусматривает также привлечение родителей и учителей к процессу лечения путем создания в семье и школе благоприятной для ребенка обстановки, основанной на понимании проблем, связанных с его заболеванием. Среди лекарственных препаратов, применяемых в лечении СДВГ, средством выбора служат стимуляторы ЦНС (метилфенидата гидрохлорид, декстроамфетамина сульфат, пемолин, апоневрон, сиднокарб). Улучшение поведенческих характеристик и функции внимания при назначении психостимуляторов может быть достигнуто уже в первые дни лечения. Однако при этом часто наблюдаются побочные эффекты: бессонница, раздражительность, ночные кошмары, тревожность, подавленное настроение. Нередко отмечается снижение аппетита, боли в желудке, несколько реже встречаются головные боли, головокружение. Указанные признаки обычно исчезают в процессе лечения, но в ряде случаев побочные эффекты могут быть настолько серьезными, что требуется отмена препарата. Существенным недостатком психостимуляторов является то, что их эффект сохраняется лишь в течение приема препаратов, по окончании же курса лечения симптоматика возвращается. Кроме того, не все пациенты имеют возможность или желание принимать лекарства постоянно, даже если лечение эффективно, и побочных явлений не отмечается.
МЕТОД БОС-терапии в лечении СДВГ
Действенной альтернативой психостимуляторам служит метод ЭЭГ биологической обратной связи (БОС) или нейротерапия.
Внешне процедура мало отличается от исследований РЭГ и ЭЭГ. Методика БОС-ЭЭГ тренинга включает в себя снятие электроэнцефалограммы, которая регистрирует основные ритмы головного мозга (альфа-, бета-, дельта-, тетаритмы). В зависимости от показаний, подбирается необходимый курс БОС-ЭЭГ тренинга (расслабляющий, активирующий и т.д.).
Во время сеансов устанавливается несколько электродов на проблемные («тренируемые») зоны на поверхности головы. Посредством специального устройства ритмы определенных зон мозга влияют на видео- и аудио сигналы, т.е. пациент может контролировать состояние работы собственного головного мозга с помощью звуков и изображений.
В среднем курс нейротерапии составляет 20-40 сеансов. Как правило, первые клинические результаты отмечаются не ранее десятой процедуры. Длительность курса обычно зависит от типа СДВГ и от наличия сопутствующих расстройств (депрессия, оппозиционные расстройства поведения и т.д.). Для гиперактивных и импульсивных пациентов обычно требуется большее количество сеансов БОС, чем для детей, страдающих нарушением внимания без гиперактивности, поскольку первым бывает необходимо провести дополнительно 10-15 сеансов дыхательного тренинга и расслабления (необходимость дополнительных тренингов оценивается на первичной консультации).