В гражданском судопроизводстве имеют место вопросы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В том случае, если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует, если в судебной тяжбе фигурирует ребенок), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, то привлекают эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы, целью которой является предоставление суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров является:
1.Определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации -с родителем или прародителем).
2.Определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке).
3.Лишение родительских прав, ограничение родительских прав.
4.Отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.
Целью экспертной деятельности является получение информации, позволяющей оценить риски, которые могут развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка.
Следует отметить, что перечисленные выше споры, так или иначе, могут находиться в работе не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация деятельности специалистов в этих случаях имеет важные отличия, о которых идет речь во второй части статьи.
На рассмотрение педагога-психолога могут быть выставлены следующие вопросы:
- Индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т.д.
- Особенности родительской позиции.
- Особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям, как к паре, к каждому в отдельности.
- Взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением.
- Содержание конфликта между родителями.
Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. Если говорить об анализе рисков проживания или встреч с конкретным родителем, то можно выделить распространенные ситуации.
Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:
- у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать еговозле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
- имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта –супружеские отношения);
- оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем. Но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта
–привязанность родителей к общему ребенку);
- желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка).
- Желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем.
Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:
- ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
- родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет проживать со своим ребенком, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
- зачастую ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
- имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.
Лишение или ограничение родительских прав:
- Инициация лишение родительских прав отдельно проживающего родителя в связи с отсутствием каких бы то ни было контактов, участия в воспитании ребенка и материальной помощи.
- Между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения).
Хочет лишить или ограничить в правах, чтобы иметь свободу распоряжения жизнью ребенка.
- Между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его персону и его права.
- Лишение родительских прав дабы устранить биологического родителя как помеху в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец –
ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).
В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:
- Прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и
воспитание
- Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком.
- В виду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам. Зачастую желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, жизненной ценностью, которая делает жизнь содержательно наполненной, имеющей смысл, придающей тонус, продолжающей жизнь в целом. Прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, опекают.
Часто родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей. Скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся к
- разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материальных ценностей и детей);
- незаконченными отношениями с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
- неудовлетворительными отношениями в браке, обиде, как следствие -желанием унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получить удовлетворение от унижения другого;
- оправдать себя, свою жизненную позицию, поступки;
- желанием вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки