Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, в том числе с:
- ОНР (общее недоразвитие речи)
- ЗПР (задержка психического развития)
- ЗРР (задержка речевого развития)
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
- аутистическим спектром (РДА)
- с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)
- нарушениями сна
- энурезом
- страхами
- школьной дезадаптацией
а также с повышенной утомляемостью, компьютерной зависимостью, снижением настроения, психосоматическими нарушениями.
Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т.п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и, прежде всего, социальное окружение.
Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.
«Функциональная несформированность» может иметь место до 12 — 15 лет.
То, что пропущено, не сформировано в соответствующем, наиболее психологически оптимальном возрастном диапазоне, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.
Стадии формирования и развития структур головного мозга*
Развитие ЦНС в преднатальный период
Сроки онтогенеза |
Стадия эмбриона |
2—3 недели |
Формирование невральной пластинки |
3—4 недели |
Закрытие невральной трубки |
4 неделя |
Образование трех мозговых пузырей |
5 неделя |
Образование пяти мозговых пузырей |
7 неделя |
Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов |
2 мес. |
Рост мозговой коры с гладкой поверхностью |
Стадия плода |
|
2,5 мес. |
Утолщение мозговой коры |
3 мес. |
Начало формирования мозолистого тела и роста глии |
4 мес. |
Рост долек и борозд в мозжечке |
5 мес. |
Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев |
6 мес. |
Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий |
7 мес. |
Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий |
8-9 мес. |
Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей |
От зачатия до 15 мес.
|
Стволовые структуры |
Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
15 мес — 4,5 г |
Лимбическая система |
Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5—7 лет |
Правое (образное) полушарие |
Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7—9 лет |
Левое (логическое) полушарие |
Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук |
8 лет |
Лобная доля |
Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и кооринация движений глаз: слежение и фокусирование |
9—12 лет |
Мозолистое тело и миелинизация |
Комплексная обработка информации всем мозгом |
12—16 лет |
Гормональный всплеск |
Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16—21 год |
Целостная система интеллекта и тела |
Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
21 год и далее |
Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей |
Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков |
Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация (развитие способностей)», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Наиболее сформированными в детском возрасте являются двигательные функции, точнее, психомоторный уровень нервно-психического реагирования, в норме охватывающий весь младший школьный возраст. Поэтому развивать функцию внимания следует, опираясь на движение. В связи с этим одной из методик коррекции нарушений внимания является использование специального комплекса физических упражнений.
Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Методологически «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» (нейрокоррекция) опираются на современные (по А. Р.Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (прежде всего — в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов).
Методически — на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.
Занятия отражают иерархически организованную трехуровневую систему комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития. Здесь нет специальных пунктов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дислексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий). Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.) и регуляторные факторы.Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения.
Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному»преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.
В нейропсихологическом контексте каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Это обеспечивает обоснованную возможность заново сконструировать и построить несформированную, ущербную или нарушенную высшую психическую функцию сначала во внешней, материальной форме («на рабочем столе»), а затем постепенно сократить ее, автоматизировать и перевести на уровень «в уме». Кстати, по такому же принципу происходит произвольное освоение или совершенствование любого навыка.
Продолжительность курса: от 7-8 до 12-16 месяцев. Периодичность: 2 занятия в неделю.
* Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2008. — 474 с