Своевременное и правильное выявление речевых нарушений у детей помогает логопеду определить направления коррекционной работы.
Основная задача логопеда при индивидуальном обследовании — правильно оценить все проявления речевой недостаточности ребёнка.
На каждого ребёнка заполняется карта. Данные о ходе развития речи ребёнка логопед выясняет со слов матери. В ходе беседы важно получить представление о том, как протекало раннее речевое развитие ребёнка: когда появились первые слова, фразы, как шло дальнейшее формирование речи.
Отмечается, обращались ли родители ранее за логопедической помощью, уточняется, сколько времени проводились логопедические занятия, их эффективность.
При обследовании необходимо уточнить, нет ли нарушений слуха (слух считается нормальным, если ребёнок слышит слова, сказанные шёпотом на расстоянии 6 — 7 метров от ушной раковины).
При обследовании ребёнка обращается внимание на состоянии артикуляционного аппарата.
При обследовании звуковой стороны речи выявляются дефекты произношения. Отмечается количество неправильно произносимых звуков, тип нарушения: искажение, смешение или замена звуков. Тщательно исследуется возможности различения звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
Определяется уровень сформированности навыка языкового анализа и синтеза.
Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:
1) типа нарушения произношения;
2) уровня фонематического восприятия;
3) уровня сформированности языкового анализа и синтеза.
При ОНР (общем недоразвитии речи) аналогично проводится обследовании звуковой стороны речи, а также выявление умения детей произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры. Необходимо также установить уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. При этом выявляется знание детьми слов, обозначающих предметы, действия или признаки предметов.
Наряду с выявлением недостатков устной и письменной речи обязательно обследуется чтение и письмо.
Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.
Основные критерии диагностики:
• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;
• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);
• замедленный темп артикуляционных движений;
• трудность удержания артикуляционной позы;
• трудность в переключении артикуляционных движений;
• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
• наличие просодических нарушений.
В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы:
Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим.
В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии.