Подготовка первоклассников к школе: на что обратить внимание?
Подготовка будущих школьников ‒ ответственное задание. Многие родители интересуются, что сделать, чтобы ребенок быстро адаптировался к новым условиям?
Общая подготовка первоклассников к школе должна вестись в трех направлениях:
- Общее развитие
Когда ребенок идет в первый класс, его интеллектуальное развитие должно быть на определенном уровне. В первую очередь это касается памяти, внимания и логического мышления. Поэтому учитываются не только уже имеющиеся знания. Важно, чтобы ребенок мог строить логические цепочки и производить некоторые операции в уме. Кроме того его речь должна быть хорошо развита, чтобы первоклассник мог без проблем выражать свои мысли.
- Самодисциплина и умение управлять собой
У дошкольника хорошая память, яркое воображение и легко переключаемое внимание. Однако этими качествами он еще не умеет произвольно управлять. Чтобы малыш хорошо запомнил разговор или какое-то событие, его нужно чем-то привлечь. Ему трудно сосредоточиться на том, что особо не вызывает интереса. В тоже время это умение крайне важно для первоклассника. Он должен понимать, что теперь ему придется делать то, что может быть скучным или неинтересным. Школа, это то место, где нужно понимать разницу между «не хочу» и «надо».
- Мотивы, побуждающие к обучению
Не стоит путать этот пункт с естественным интересом ребенка. Подготовка первоклассников к школе должна заключаться в воспитании глубокого и правильного стремления добиться хороших результатов. Такая мотивация обязана стать толчком для приобретения новых знаний.
Будущий первоклассник должен быть готов к школе физически, интеллектуально и психологически. К физическим критериям относится соответствующее возрасту развитие ребенка: вес, рост, мышечный тонус, пропорции и т.д. Также учитываются состояние слуха, зрения, моторики и нервной системы (ее уравновешенность и возбудимость).
Интеллектуальная готовность включает в себя общий кругозор, словарный запас и уровень познавательного развития. Любознательность ребенка уже должна переходить в высшие формы образно-наглядного мышления. Важно его умение выделять поставленную задачу и составлять план ее достижения.
К психологической или личностной подготовке первоклассника относиться понимание своей новой социальной позиции. Именно в возрасте 6-7 лет происходит формирование нравственных качеств и умения общения с окружающими.
Все дети, идущие в общеобразовательную школу, должны обладать следующими навыками:
- Память: запоминать не меньше 8 картинок, уметь выучить и рассказать стихи, пересказать содержания мультфильма, повторить текст из 4 предложений.
- Внимание: уметь не отвлекаться около 15 минут, выполнять задания по образцу, находить отличия между предметами, копировать движения.
- Мышление: складывать разрезанное изображения из 10 фрагментов, определять последовательность событий, находить лишний предмет и объяснять свой выбор, уметь объяснить несоответствия на рисунках и между явлениями.
- Развитие речи: уметь произносить большую часть звуков и определять их место в слове, делить слова на слоги, правильно сочетать сложные предложения, составлять рассказы из 7 предложений по картинке или из личного опыта.
- Математика: знать числа, уметь называть их в обратном порядке, составлять и решать примеры в одно действие (сложение или вычитание), соотносить количество объектов с цифрами, измерять длину вещей при помощи условной меры, определять время и ориентироваться на бумажном листе.
- Моторика: свободно владеть карандашом, ручкой и кистью для рисования, уметь изображать на рисунке несколько связанных содержанием предметов, штриховать и раскрашивать их, не выходя за контуры, передавать точную форму изображаемого объекта (правильные пропорции и расположение частей), ориентироваться в тетрадях в косую и в клетку.
- Умение рассказать о себе: назвать свою фамилию, имя и отчество, имена и отчества родителей, свой адрес и название родного города, определять последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, знать явления природы.
Подготовка первоклассников к школе: основные критерии
Для определения уровня готовности ребенка к школе используются следующие показатели:
- Нормальное физическое развитие
К нему относится не только мускулатура, но и координация движений. Ребенок обязан уметь выполнять мелкие и точные процессы. Его руки должны согласовывать действия с глазами. От этого зависит способность писать и рисовать.
- Желание учиться
Стремление к обучению ‒ это самый важный момент в период подготовки первоклассников к школе. Важно, чтобы ребенок серьезно относился к своей будущей социальной роли и старался получить максимальное количество знаний. В старшем возрасте это желание заложить будет практически невозможно.
- Управление поведением
Поначалу этот критерий будет для первоклассника наиболее сложным. От ребенка потребуется подавлять свою двигательную активность, выдерживать школьный режим и уметь организовать себя на уроке. Однако, уже в первые недели, большинство детей привыкают к такому ритму жизни.
- Приемы умственной деятельности
Сюда относится уровень развития познавательных способностей ребенка. Он должен уметь наблюдать за людьми, явлениями и предметами, выделять их свойства, стороны и параметры. Владение логическими операциями поможет быстро и надолго запоминать разнообразную учебную информацию.
- Проявление самостоятельности
Первоклассник должен уметь искать различные варианты решения несложных задач без помощи взрослых. Существенную роль в этом играет его стремление изучить что-то новое, удивительное и непознанное. Любознательные дети более инициативны и самодостаточны.
- Пространственная ориентация
Под этим подразумевается не только знание окружающей обстановки или местности. Ориентация относится в целом к пространству и времени. Будущий школьник должен понимать, где необходимо писать в тетради, какое сейчас время года, который час, уметь применять глазомер для измерения предметов.
- Отношение к сверстникам и взрослым
Ребенку необходимо уметь работать в коллективе. Это означает не только высказывать свои желания, но и считаться с интересами окружающих. Хорошо, если школьник не будет бояться заговорить первым как со взрослыми, так и со своими товарищами.
- Отношение к труду
В этом возрасте уже предполагается сформированное умение работать для себя и для других. Детям важно осознавать серьезность и ответственность данного им поручения.
Правильная подготовка первоклассников к школе ‒ это залог последующего успешного обучения. Все 6-7-летние дети отличаются высоким уровнем развития и пластичностью мышления. В этом возрасте развивается память, логика и воображение. Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать. Поэтому важно не упустить момент, когда следует формировать его навыки и наполнять новыми знаниями.
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе:
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется спутник Земли?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем отличается город от деревни?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо учиться?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов.
* Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
* Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.