Суд назначает психологическую экспертизу ребёнка для того, чтобы с участием профессиональных экспертов-психологов установить обстоятельства и психологические компоненты влияющие или могущие повлиять на интересы ребёнка в юридически значимой ситуации развода и (или) раздельного проживания родителей, на соблюдение прав несовершеннолетнего ребёнка, гарантированных ему Конституцией и главой 11 Семейного Кодекса РФ.
При назначении судебной психологической экспертизы несовершеннолетнего ребёнка каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие, по их мнению, разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.
В среде судебных психологов-экспертов широко известен доказанный и установленный факт, что в норме между ребёнком и его родителями уже на первом году жизни складываются отношения эмоциональной привязанности, которые характеризуются высоким потенциалом доверия и психологической поддержки. То есть это доказанный факт, который не оспаривается никакими вообще учёными Привязанность формируется в процессе взаимодействия ребёнка со своим семейным окружением и социализацией. Наличие у ребёнка этой привязанности есть необходимое условие нормального психического и психологического развития и это неоспоримо. Когда в ситуации развода эти отношения и привязанности разрушаются и ребёнок, который ранее был привязан к родителям, вдруг начинает негативно относиться к одному из них – это всегда не есть норма. То есть ситуация развода – это всегда какое-то по времени достаточно длительное состояние семьи. Причём ребёнок обычно… то есть есть момент развода юридического, да, есть тот момент, когда об этом узнал ребёнок, есть тот момент, когда ребёнок почувствовал, что что-то не так, и у него начались ночные кошмары или ещё что-нибудь… Как правило, предшествует разводу длительный период каких-то нарушенных взаимоотношений, во время которого уже у детей отмечаются различного рода невротические и неврозоподобные реакции. По имеющимся у нас данным примерно четверть семей, в которых проживали дети с неврозами, дисфункциональные – либо родители не жили вместе, либо родители расстались ещё до рождения ребёнка.
Немаловажно понимать на каком этапе развития семьи начинается тот конфликт, который приводит к разводу. Обратите внимание – ни в одной семье этот конфликт не начался, когда семья уже прошла благополучно все кризисы и у них уже ребёнок дошёл до подросткового возраста. То есть, всё-таки, почти все эти семьи где конфликт начинается в период самого первого семейного кризиса, чаще все на этапе появления детей.
Высокий уровень конфликтов в предразводный период способствует появлению у детей различных невротических реакций. В более менее нормальных разводящихся семьях, несмотря на предшествующий разводу достаточно высокий уровень конфликта, в период после развода, с течением времени, супруги постепенно успокаиваются, как-то устраивают свою жизнь, и уровень конфликта с течением времени уменьшается.
В семьях, которые в досудебном порядке не могут договориться относительно места жительства своих детей и порядка встреч с ним, чаще всего происходит все наоборот. То есть с течением времени конфликт не уменьшается, а наоборот увеличивается. И если до развода не было ни побоев, ни обращений в милицию и тому подобного, то после развода все эти вещи появляются – угроза похищения ребёнка То есть, до развода как-то же жили несколько лет вместе, как-то же договаривались. А в результате затянувшегося конфликта бывшие супруги после развода совершенно не могут договариваться.
При этом самое печальное и вредное для детей, что ребёнок вовлекается в супружеский конфликт, причём вовлекается самыми разными способами, начиная от прямого индуцирования негативизма и заканчивая какими-то более тонкими воздействиями, различными психологическими манипуляциями.Что в этом случае происходит с ребёнком? Во-первых ребёнок оказывается вовлечён в ситуацию конфликтных отношений между родителями, с ребёнком происходит то, что в психологии называется конфликтом лояльности. У ребёнка при этом значительно выше риск нарушения психического здоровья и психологической адаптации, чем в ситуации проживания в полной, хорошей, любящей семье, где он, в общем, полностью чувствует себя любимым и защищённым Вместе с тем наиболее важные факторы, которые после развода влияют на успешность адаптации ребёнка к новой жизни, – это принципиальное ухудшение качества родительства в связи с разводом. От обоих родителей. В этой связи необходимо вспомнить Гельмута Фигдора, который в своей книге «Дети разведённых родителей написал» : «Разведённая мать, которая сама страдает из-за развода, ни в чем так остро не нуждается, как в абсолютно послушных, как можно более самостоятельных, не очень нуждающихся во внимании и терпении детях. В то же время ребёнок нуждается в матери в этот момент, которая была бы до такой степени самоотверженна, терпелива, заботлива и проникновенна, какой она, собственно, до сих пор ещё никогда не была и вряд ли может быть».
Очевидно, что очень важно в ходе психологической экспертизы установить влияние на ребёнка всех указанных обстоятельств для того, чтобы суд мог получить полноценную информацию, необходимую для обеспечения интересов несовершеннолетнего ребёнка.