98704b1c36fd4ce1833c5397de1723d0

В соответствии со ст. 65 Семейного Кодекса РФ, «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

               Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

 

        По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учётом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства».       

     Учитывая указанные требования российского законодательства, очевидно, что для того, чтобы ответить суду на вопросы о том, соблюдаются ли «интересы детей», приносит ли кто-либо из родителей вред «психическому состоянию» или «нравственному развитию» ребёнка, осуществляет ли кто-либо из родителей «пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» и т.д., необходимо проведение экспертных исследований экспертами-психологами.

   Психологическая и психолого-педагогическая экспертиза ребёнка проводится только в присутствии законного представителя несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего являются его родители и официальные опекуны. В соответствии со ст.64 Семейного Кодекса РФ, «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

          Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

         В ходе экспертизы проводится психологическое исследование личности ребёнка, уровня его психического и психологического развития, его отношений с родителями, родственниками и социальным окружением. Также в большинстве случаев исследуются способности ребёнка к адаптации в среде, уровень его самостоятельности.

            По судебным спорам, в ходе которых необходимо выяснить мнение ребёнка в отношении того или иного вопроса, например, с кем из родителей желает проживать ребёнок, помимо самого мнения ребёнка, исследуется также уровень внушаемости ребёнка и его способность самостоятельно принимать решение, понимать содержание своей воли и делать свободное волеизъявление.

      Все исследования проводятся с использованием специализированных и стандартизированных методов психологического исследования. В обязательном порядке психологическому анализу подвергаются медицинские и характеризующие ребенка документы, предоставленные судом. В отношении  детей дошкольного и младшего школьного возраста  психологические экспертные исследования проводятся, как правило, в игровой форме. В исследовании преобладают проективные методы и психодиагностическая беседа. В отношении более взрослых детей также используются опросники.

 

Вопросы для экспертизы ребенку:

????????????

— Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

— К кому из родителей ребёнок ощущает психологическую привязанность в большей степени?

— С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

— С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

— Известно ли ребёнку о наличии конфликтов между родителями? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?

— Каков уровень тревожности ребёнка? Если высокий, какими психологическими факторами или обстоятельствами это обусловлено?

— Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

— Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к остальным членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к мачехе?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к отчиму?

— Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

— Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?

— Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

— Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребёнка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

— Соответствует ли уровень психического  развития ребёнка возрастным нормам?

— Выявляются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?