В момент, когда семья распадается, стороны в судебном заседании для достижения своих целей начинают обвинять друг друга в психической неадекватности, в наличии черт характера и личности, препятствующих не только самостоятельному воспитанию ребёнка и проживанию с ним, но даже категорически противопоказанных, категорически препятствующих общению с несовершеннолетним.
Возможны обвинения не только в психических нарушениях, жестокости и нетрадиционной ориентации, но даже в педофилии и садизме. Если отсутствуют фактические доказательства, то проверить указанные подозрения можно только с использованием специальных знаний психиатров и психологов.
В этом случае в зависимости от назначения суда или инициативе заказчика экспертного исследования, возможно проведение комиссионной психологической, комиссионной психиатрической, комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Однако чаще всего по делам об определении места жительства ребёнка и порядка встреч с ним в отношении взрослого родителя проводится психологическая экспертиза, исследующая нравственные качества, характер и личность взрослого, детско-родительские отношения, в которых он принимает участие.
В частности, насколько хорошо взрослый относится к своему ребёнку, знает ли о его потребностях и методах воспитания, понимает ли несовершеннолетнего, имеется ли между детьми и родителями психологический контакт, позволяющий адекватно выстраивать процесс воспитания и проживания ребёнка. Выясняется, чем обусловлены исковые требования родителя: заботой о соблюдении интересов несовершеннолетнего ребёнка или иными психологическими причинами или мотивами. Способен ли родитель по своим психологическим и коммуникативным качествам выполнять возложенные на него законодательством и обществом обязанности по отношению к ребёнку, понимает ли степень своей ответственности.
Эти и другие обстоятельства имеют важное значение при определении судом места жительства ребенка в случаях раздельного проживания родителей.
Вопросы экспертам на экспертизу родителей
— Имеются ли с психологической точки зрения у матери психологические особенности или обстоятельства, препятствующие её общению с ребёнком?
— Имеются ли с психологической точки зрения у отца психологические особенности или обстоятельства, препятствующие его общению с ребёнком?
— Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей отца на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
— Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей матери на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
— Каково действительное психологическое отношение матери к ребёнку?
— Каково действительное психологическое отношение отца к ребёнку?
— Каковы индивидуально-психологические особенности матери и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
— Каковы индивидуально-психологические особенности отца и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
— Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье отца?
— Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье матери?
— Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье опекуна?
— Имеются ли у отца психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?
— Имеются ли у матери психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?
— Имеются ли у отца признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ему в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?
— Имеются ли у матери признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ей в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?