По самым общим подсчетам на сегодняшний день количество детей с трудностью овладения письмом и грамотностью составляет около 25% общей популяции. Дело в том, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости, дисфункции отдельных отделов мозга. Эти отделы отвечают за выполнение двигательной функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Также уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. А.Р. Лурия писал, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра» , в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высоко дифференцированных зон коры головного мозга». Таким образом, ошибки в русском языке часто происходят из-за особенностей нейропсихологического развития ребенка.
Как же выявить причину трудностей в усвоении русского языка? Можно проанализировать характер ошибок, который допускает ребенок в тетради, а также провести специальное обследование письма (нейропсихологический подход). Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текста. Обследование должно проводится в каждой возрастной группе не менее 2-х раз в год. Для этих целей я использую методику под редакцией Иншаковой О.Б. Исследование навыков письма, полученных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры текстов. С каждым годом в текстах увеличивается количество многосложных слов и их длина, количество букв в словах. Также увеличивается доля малочастотных слов, их сложность. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Спецификой описываемой методики является то, что одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения дважды. Учащиеся выполняют их в конце и в начале следующего учебного года. Сравнение двух одинаковых работ, которые были выполнены в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую в конце учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после продолжительного отдыха, что следует считать одним из явных признаков специфического нарушения. Также в одном случае можно наблюдать большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом – в начале учебного года. Эти сведения очень ценные для разрабатывания программ коррекционной работы.
Важно отметить, если в письменных работах школьника длительное время обнаруживается более четырех дисграфических ошибок, то у него квалифицируется нарушение письма – дисграфия. Соответственно данному ребенку необходима помощь специалистов (нейропсихолога, логопеда).
Описываемая методика предлагает тексты для обследования детей 1-4 классов. Я же в своей работе хочу остановиться на изучении навыков письма у учеников 1-го класса.
В конце первого учебного года дети пишут диктант, выполняют списывание с печатного текста и списывание с рукописного текста. Все задания должны быть разнесены во времени и выполняться на первых уроках. Удобство данной методики заключается в том, что все исследования проводятся фронтально.
Для получения максимально объективных результатов необходимо придерживаться следующих условий:
- Подробно объясняем процедуру проведения обследования.
- Раздаем детям нелинованные листочки – все одинакового размера и цвета.
- Имя и фамилию, наименование письменной работы (диктант и т.д.) и заголовок письменной работы дети должны писать самостоятельно. Это дополнительный информационный материал для оценки навыков письма.
- Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией.
- Для списывания с печатного и рукописного текстов каждый ученик использует индивидуальные листочки с образцами текста.
- Для проведения данного обследования лучше рассадить учеников по одному, чтобы избежать списывания и повторения чужих ошибок.
- Время выполнения ограничено. Если ребенок не справился с работой в отведенное время, это фиксируется.
Описываемая методика предлагает следующие тексты для изучения навыков письма учащихся 1-го класса (конец обучения) и 2-го класса (начал раз, обучения). Повторю еще , что задания предлагаются одинаковые.
Диктант.
Гроза.
Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
29 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.
Списывание ( с печатного текста).
Ежик.
Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ежик. Он стал искать пищу.
17 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста).
Журавль.
Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.
18 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.
Обработка результатов обследования письма школьников первых классов производится по следующим параметрам:
— количество предложений необоснованно написанных с новой строки;
— заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо);
— первое слово текста написано радом с его названием.
Ошибки письма:
- Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков:
А) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары: звонкий согласный на глухой согласный; глухой согласный на звонкий согласный.
Б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой: гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда; гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда.
Гласные буквы 1 ряда А О У Э Ы
Гласные буквы 2 ряда Я Е Ю Е И
Ошибки обозначения мягкости согласных.
— замена гласной буквы 2 ряда на Ь;
— замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова;
-замена Ь на гласную букву;
— пропуск Ь;
— замена разделительного Ь на И, Й + Ъ;
В) свистящих и шипящих согласных: свистящий согласный на шипящий согласный; шипящий согласный на свистящий согласный.
Г) аффрикатов и их компонентов: согласный звук Ц на согласный Ч; согласный звук Ч на согласный звук Ц; аффрикаты на компоненты аффрикатов.
Д) заднеязычных согласных (к-х, г-к, включая их мягкие пары): смычных согласных (К,Г) на щелевой (Х); щелевой (Х) на смычные согласных (К,Г).
Е) сонорных согласных, включая мягкие пары: вибрант Р на смычно-проходной согласный Л; смычно-проходной согласный Л на вибрант Р.
Ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях гласных букв между собой ( по горизонтали):
А – О – У – Э – Ы
Я – Е – Ю – Е – И
гласная буква первого ряда на гласную букву первого ряда; гласная буква второго ряда на гласную букву второго ряда.
З) согласных, сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д.
И) согласных, сходных по месту образования: п-м, т-н, н-л и т.д.
- Оптические ошибки.
Ошибки написания зрительно похожих букв.
- Моторные ошибки.
А) ошибки двигательного запуска;
Б) графический поиск при написании букв;
В) лишние элементы при воспроизведении букв;
Г) недописывание отдельных элементов;
Д) персеверации – повтор предыдущей буквы (слога): согласных букв; гласных букв; слогов; неоднократные правильные обводки букв.
- Зрительно-моторные ошибки.
А) смешения оптически сходных букв;
Б) неточность передачи графического образа буквы;
В) неадекватное начертание букв.
- Зрительно-пространственные ошибки.
А) зеркальность букв;
Б) неточность оформления рабочей строки.
- Ошибки звукового анализ и синтеза.
Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слога, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица.
А) пропуски букв:
согласных – парных звонких согласных, парных глухих согласных; непарных звонких, непарных глухих согласных;
гласных – А, О, У, Э, Ы, Я, Е, Ю, Е, И;
знаков – Ъ.
Б) вставки букв:
согласных – парных звонких согласных, парных глухих согласных; непарных звонких, непарных глухих согласных;
гласных – А, О, У, Э, Ы, Я, Е, Ю, Е, И;
знаков – Ь и Ъ.
в) перестановки букв: хаотичные перестановки; реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге; реверсия букв в слове.
Г) антиципация букв: согласных, гласных.
Оценка ошибок.
Вычленение дисграфических ошибок невозможно, если в письменной работе школьника встречаются контаминации (объединение элементов трех и более слов с различной комбинацией ошибок в виде пропусков, перестановок и смешений букв и/или слогов внутри данного объединения). За такую работу сразу начисляется 30 баллов.
При отсутствии контаминаций ошибки оцениваются следующим образом:
1 балл – допущенная и не исправленная ошибка;
0,5 балла – допущенная, но правильно исправленная ошибка.
Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и одновременно охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма (путем отнимания от общего количества ошибок ошибок, которые ученик самостоятельно исправил).
Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения начисляется по 1 баллу:
— гипер или гипотонус при письме;
— микро или макрография.
Подсчет среднего показателя ошибок письма (m) у каждого ученика производится отдельно для согласных, гласных букв и дополнительных знаков в связи с различным их количеством в контрольных текстах. Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б.Иншакова, 2004).
Для констатации дисграфии в письменных работах анализируются только дисграфические ошибки. К ним относят ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции слова. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Замена какой-либо буквы в слове при использовании данного принципа при письме оказывается невозможной, поскольку в этом случае обязательно произойдет изменение слова (А.Н.Гвоздев, 1961; Л.Р.Зиндер, 1987). Реализация данного принципа обеспечивается сформированностью всех компонентов системы письма.
Совокупность некоторых описанных выше ошибок и ряд других может характеризовать состояние функции регуляции и контроля детей с дисграфией, так как письмо без участия данных процессов невозможно. Итак, при слабости функций программирования и контроля часто встречаются следующие ошибки:
— пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;
— персеверации элементов букв, букв, слогов, слов;
— контаминации;
— антиципации;
— ошибки обозначения границ предложения;
— орфографические ошибки письма.
Используемая литература:
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – 2-е изд. – М., 1969Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. – Вып.2под ред. В.А. Москвина. – Белгород, 2007. – С.103-113Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб., 2001Иншакова О.Б. (ред.) Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.; Воронеж, 2001.