В период становления речи у всех маленьких детей наблюдаются недостатки произношения (искажение и замена звуков, смягчение и др). Это так называемое «физиологическое косноязычие», исправлять которое нет необходимости. Языковой нормы звукопроизношение достигает приблизительно к 4-5 годам. Но зачастую под влиянием различных факторов у детей возрастные несовершенства звукопроизношения не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Это называется дислалией. Под дислалией мы понимаем ТОЛЬКО нарушение произношения звуков (то есть при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата).
Нарушением звукопроизношения является следующее: если звук полностью отсутствует в речи ребенка, искажается или заменяется другим звуком: [ш] на [с], [р] на [л] и т.д. Следует учитывать, что звуки в онтогенезе появляются в определенной последовательности. Существуют конкретные возрастные нормативы, при этом специалисты не рекомендуют как форсировать речевое развитие («ставить» звуки слишком рано), так и затягивать с обращением к логопеду за помощью.
В нашем центре логопеды проводят диагностику, обследуя состояние артикуляционного аппарата ребенка, развитие речевого дыхания, звукопроизношения и при необходимости составляют программу коррекции и назначает занятия. Как правило, два раза в неделю ребенок занимается в центре со специалистом, и каждый день выполняет задания дома с родителями.
Наши специалисты используют проверенные приемы и современные методики для развития речевого дыхания, постановки звуков, их автоматизации, что позволяет добиваться хороших результатов.
Коррекционная работа
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и её фонетической стороны в частности. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха и становлением лексико-грамматических категорий.
Известно, что до 4-5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому логопедические занятия по преодолению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.
Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:
1) подготовительный;
2) этап постановки отсутствующих звуков;
3) этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
4) этап дифференциации звуков.
Каждый из этих этапов отличается по содержанию логопедической работы.
Подготовительный этап включает в себя систему упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.
Этап постановки отсутствующих звуков может осуществляться тремя способами:
1 по подражанию, когда логопед объясняет и показывает артикуляцию данного звука;
2 механический способ предусматривает использование зондов, других приспособлений, помогающих ребёнку воспроизвести заданный артикуляционный уклад;
3 смешанный способ — одновременное использование механической помощи и показ правильной артикуляции звука.
Этап автоматизации поставленных звуков предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умения употреблять в самостоятельных высказываниях поставленные звуки. Лексический материал должен быть разнообразным, насыщен изучаемым звуком. При этом максимально исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.
Этап дифференциации звуков наступает после того, когда хорошо отработано произношение всех звуков, сходных по звукопроизношению или артикуляции.