Если бы каждый раз, когда мы произносим нашему ребенку слово «нельзя» звонил бы больших размеров колокол, то, наверное, мы не смогли бы вытерпеть этот шум. А в ушах нашего ребенка, тем не менее, он звучит пронзительным звоном, всякий раз, как только мы произносим это слово, а говорим мы его достаточно часто. Является ли возможным вынести это? И дети не могут, да они и не терпят. У детей совершенно иная реакция на наш запрет: злость, агрессивность, крик, протест и упрямство. Является совершенно очевидным, что нам родителям невозможно допустить, чтобы дети игнорировали наш жизненный опыт и наши воззрения о том, что хорошо и плохо, что рискованно и пагубно и так далее. Что же нам предпринять? Заменить слово «Нельзя!» каким-нибудь другим не менее категоричным? Но, что это изменит? Вычеркнуть это слово из нашего словарного запаса? Естественно, нет. Ведь наши дети – несведущи, безрассудны и еще так мало знают, нам еще так многому их нужно научить.
Плохо, если «Нельзя!» употребляется для выражения горячности, а, не желая исправить оплошность малыша или чтобы предупредить его. Произносим мы это слово сердито, возмущенно, повышенным тоном, будто приказание отдаем, а ведь друзья так не разговаривают. И ребенок, которому мы постоянно твердим, что мы – лучшие друзья, тоже прекрасно это понимает. Выходит, что он ловит нас еще и на обмане.
Большая часть взрослых осознает, что поступать так неправильно, но не знает как найти выход из этого непростого положения. Родители, как правило, часто сожалеют, что то и дело повторяют ребенку запрет, в достаточно грубой форме, ругают себя, решают, что вот теперь все будет по-другому, но быстро забывают о внутреннем и внешнем конфликте и продолжают вести себя, как и раньше. Перемениться нелегко, по этой причине нужно постараться запомнить для дальнейшего использования некоторые важные правила.
Прежде всего, необходимо немного разобраться в психологии ребенка. Поймите, что малыш всецело зависим от свои желаний, совладать с которыми он пока никак не в состоянии. Ему понадобятся долгие годы, чтобы научится управлять своими желаниями. И если мы вдруг вмешаемся в этот процесс в желании сократить этот срок, то сами себя введем в заблуждение. Было бы просто глупо питать надежды на то, что ребенка можно научить за первых 2-3 года жизни с охотой отказываться от того, чего он в данный момент очень сильно хочет, соглашаться на компромисс или свои желания ставить «в очередь», потому что, так нужно.
Во-вторых, если есть необходимость отказа ребенку, делайте подобное отрицание только лишь по-дружески. Безусловно, исправить детскую ошибку нужно, но, во всяком случае, необходимо поддерживать с ним добрые доверительные отношения и никак не принизить его человеческий авторитет.
В-третьих, неверное использование слова «Нельзя!» лишь притормаживает поведение ребенка, однако никак не отменяет его желаний. Наши упрямые и резкие «Нет!», «Нельзя!» вызовут только скованность и обиду. И даже, если нам удастся установить запрет на что-то, чего, как нам кажется, делать нельзя, не мудрее ли изменить само желание ребенка проделать это? Спокойно, мягко, терпеливо, но настойчиво объяснить, по какой причине не стоит делать, то, что вы запрещаете. Конечно, у нас получится эта процедура не сразу – это воистину сложно. Но если все же мы будем пытаться вести себя с ребенком более спокойно и адекватно и, главное, почаще, то непременно наш малыш поймет нас и пусть спустя полгода-год, но услышит то, что мы хотели до него донести. Конечно, работать над собой гораздо сложнее, чем всего-навсего прокричать «Нельзя!» из другой комнаты. Но нам всем, и детям и взрослым, постоянно нужно пребывать в работе над собой. И у нас все-все получится. Договаривайтесь с малышом и вознаграждайте его лаской и любовью.