Представляем направление деятельности нашего центра – нейрологопедия!
Нейрологопедия — это научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения.
Нейрологопедический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме развития ребенка в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозговой сформированности. Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе работы с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды начинают работать одновременно и синхронно, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
Рассмотрим с вами основные векторы формирование мозговой организации психических процессов.
Формирование мозговой организации психических процессов развития происходит:
- от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу — вверх);
- от правого полушария мозга к левому (справа — налево);
- от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).
Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой отдел. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.
Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психического развития в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.
Центральное место в нейрологопедическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек говорит, решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в детском саду и школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, отсутствие речи или трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности.
На самом деле у детей с речевыми проблемами чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга.
Особенно актуален нейрологопедический подход для детей с трудностями обучения и развития. Это различные варианты ЗПР (задержки психического развития), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ОНР (общее недоразвитие речи), дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Кроме того, трудности в учебной деятельности нельзя рассматривать просто как образовательную проблему технического характера, они затрагивают представления ребенка о себе самом, влияют на развитие индивидуальности и, в конечном счете, определяют качество жизни формирующейся личности.
Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук: нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.
Наш Центр психологического консультирования и нейропсихологической коррекции «Парус» обращает особое внимание на развитие и применение нейрологопедических методик. С их помощью происходит устранение НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН речевых нарушений ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ методами.
Занятия по нейрологопедической коррекции направлены на стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.
В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психоречевой деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его общения и поведения. В процессе занятий родители получают навык «формирующего, развивающего» общения с ребенком, что является необходимым, поскольку детский возраст тесно связан с овладением ребенком речи, письма, учебными навыками и школьными знаниями.
Что вы получаете в результате?
Методы нейрологопедии позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.
Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение). Происходит настоящий прорыв в обучении ребенка. И эти результаты сохраняются на всю жизнь.
Итак, нейрологопедия это:
- эффективный путь помощи детям с ЗРР, алалией, дизартрией, заиканием, ОНР, ФФНР, нарушениями развития аутистического спектра.
- использование методов оценки работы некоторых отделов головного мозга для выявления скрытых проблем в развитии ребенка.
- активизация естественного речевого развития ребенка БЕЗ ЛЕКАРСТВ – с помощью специальной системы тренировок, массажа и занятий с НЕЙРОЛОГОПЕДОМ.