Психологическое консультирование

Психологическое консультирование — Непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Целью психологического консультирования является поиск выхода из проблемной ситуации, в которой оказался человек, и с которой он не может справиться самостоятельно. Это может быть проблема возрастного или личностного кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В процессе консультирования можно определить причину сложившейся затруднительной ситуации и рассмотреть возможные варианты развития этой ситуации, после чего клиент, совместно с психологом, сможет найти наиболее подходящий способ решения своей проблемы. Совместный анализ ситуации помогает клиенту выявить не только его слабые и уязвимые места, но и определить сильные стороны личности, на которые он может опираться в процессе психологического консультирования и в жизни. Частота встреч может варьироваться от двух встреч в неделю до одной встречи в месяц. Часто бывает так, что человек, обратившийся за психологической консультацией, не очень ясно представляет себе, в чем заключается суть процесса психологического консультирования. И когда психолог задает клиенту вопрос о том, чтобы он хотел получить в результате совместной работы с психологом, то выясняется, что клиент имеет достаточно туманное представление о процессе психологического консультирования.  Часто клиент предполагает, что психолог, выслушав его проблему, сразу же «поставит диагноз» и даст советы или рекомендации, которые нужно будет выполнять. На самом деле это не так. Для того чтобы решить проблему необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию, выяснить, как давно возникла проблема, было ли что-то подобное в жизни клиента раньше, или он сталкивается с этим затруднением впервые, какие способы выхода из ситуации уже испробовал клиент и почему они ни привели к положительному результату. После этого клиент совместно с психологом приступает непосредственно к поиску решения проблемы. На первой встрече также оговариваются рамки, в которых будет проходить психологическое консультирование: длительность сеансов, предположительное количество встреч, а также их частота. Достаточно часто в процессе психологического консультирования первоначальный запрос клиента, с которым он обратился к психологу, может быть уточнен или переформулирован, это происходит в силу того, что в процессе психологического консультирования клиент начинает более глубоко понимать истоки возникшей у него проблемы. Можно выделить некоторые особенности, которые отличают психологическое консультирование от других видов психологической помощи, например, психотерапии: — за психологическим консультирование обращаются психически здоровые люди, у которых имеются некоторые психологические трудности в повседневной жизни, жалобы невротического характера; а также люди, заинтересованные в дальнейшем развитии собственной личности. — психологическое консультирование в большей степени ориентировано на настоящее и будущее клиента, а ни на прошлое, как это имеет место, например, в психоанализе; — психологическое консультирование ориентировано на проблемы, которые касаются взаимодействия клиента с окружающим миром, то есть на область межличностных отношений, и в меньшей степени касается внутриличностных конфликтов. — целью психологического консультирования является изменение неэффективных, стереотипных способов поведения клиента, которые мешают ему во взаимоотношении с окружающими людьми.

Индивидуальное консультирование

Зачем обращаться к психологу?
Получить психологическую помощь можно любому человеку, в любом возрасте и с любой жизненной ситуацией. Многие люди хотят разобраться в том, что их беспокоит, решить свои проблемы. Человека могут привести к консультации психолога самые разные проблемы, но чаще всего это:

  • конфликты в семье;
  • разрыв с близким человеком;
  • горе, утрата;
  • вредные привычки;
  • проблемы на работе;
  • сложности во взаимоотношениях с детьми;
  • одиночество;
  • потеря работоспособности;
  • сексуальные проблемы;
  • тревожность или депрессия.

Иногда на консультацию к психологу приходят люди не имеющие проблемы, но желающие лучше понять себя, определить своё место в жизни, раскрыть свои способности. И это здорово, потому, что понимая себя лучше, Вы становитесь гармоничнее и увереннее в себе, заметно улучшается Ваше качество жизни. Что будет происходить на встрече с психологом? Очень важно представлять себе, чего именно Вы хотите получить в результате встречи. Вам нужна диагностика? Вы хотите понять как действовать в трудной ситуации? Вы желаете улучшить отношения в семье? В зависимости от Вашего запроса и будет строиться беседа со специалистом, осуществляться подбор техник или методик, направленных на решение различных специальных задач, возникающих во время встречи. Задача психолога – помочь клиенту, уважая его систему ценностей, личные особенности и способность к принятию самостоятельных решений. Для этого психолог старается строить отношения с клиентом на основе взаимного доверия и уважения. Работа с психологом поможет Вам увидеть причины неудач, правильные или ошибочные стороны Ваших действий, расширит границы понимания происходящего с Вами, поможет определить дальнейшие действия. Что важно знать? Вся работа проводится строго конфиденциально и только с тем личным материалом, который человек сам готов открыть. Никому другому информация о Вас не передаётся! Как работает психотерапия? Каким образом происходят изменения? Что способно изменить человека? Работает личность терапевта, которая включает в себя совокупность теоретических знаний, практических умений и наличие внутренней профессиональной уверенности в себе, которые и создают уникальный, в каждом случае свой собственный стиль общения с клиентом. Работает безусловное принятие – эмпатия — способность терапевта к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Работает ощущение безопасности – кабинет психолога является тем местом, которое гарантирует полную конфиденциальность и, тем самым, дает возможность поделиться чувствами и мыслями, которые в силу разных причин не находят выхода в жизни. Работают специальные техники, с помощью которых возможно найти истинную причину проблемы и наметить путь ее разрешения. К ним относятся проективные техники, работа с метафорами, специализированные опросники и тесты. Работает работа. В процессе психотерапии Вы уделяете время и силы, работая над своими проблемами, и это дает результат. Постепенно клиент принимает главные идеи психотерапии и переосмысливает с их помощью свою жизнь и проблемы. Обращение к психологу поможет вам разобраться в собственных чувствах, найти правильное решение, научиться контролировать свои эмоции и лучше понимать других людей. Мы готовы помочь Вам .

Психотерапия детей и подростков

Психологическое консультирование детей и подростков – это особая форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей. Очень часто, обращаясь за помощью к детскому психологу, родители надеются на быстрые изменения в поведении самого ребёнка. Но как показывает практика, такие изменения вряд ли возможны без осознания родителями своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и их активного участия в терапевтическом процессе. Поэтому работа по выявлению проблемы и поиску решений проводится как с детьми, так и со взрослыми. Задача детского психолога:

  •  помочь родителям осознать, какие их установки и действия способствуют возникновению  проблем у ребёнка;
  • создать условия, в которых взрослым будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны;
  • проанализировать совместно с родителями сложившуюся ситуацию в семье;
  • найти пути восстановления благоприятного психологического климата в семье и баланса во взаимоотношениях между ребёнком и взрослыми.

Как происходит консультация? На первичную консультацию приглашаются родитель и ребенок. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение. Формы работы детского психолога:

  • индивидуальная (игровая, песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и др.);
  • семейная (совместная работа ребенка и родителей)

Этот уникальный игровой метод для детей любого возраста  позволит Вашему ребенку: — развить более позитивное отношение к себе и другим, — стать более ответственным в своих действиях и поступках, — в большей степени полагаться на самого себя, — развить умение преодолевать трудности, — повысить самооценку и обрести веру в самого себя. Мы готовы помочь Вам и Вашим детям.

семейное консультирвоаниеРазобраться в себе и семье Семья, как порой сложно внутри семьи найти взаимопонимание и разрешить  конфликты. А ещё сложнее уметь не создавать эти конфликты и проблемы. Семейная жизнь всегда начинается в любви и согласии, есть понимание и уважение к друг-другу. Куда это девается в процессе прожитых лет и как уберечь свою семью от таких сложных и не приятных ситуаций. Или что делать, если у Вас уже есть непонимание, ссора, конфликт. Не все могут сами решить эти не простые задачи. Если Вы задумались о консультации семейного психолога, то наверняка осознали всю сложность проблемы и хотите получить профессиональную помощь специалиста по семейным отношениям.  Или поняли, что советы друзей и знакомых не могут заменить квалифицированную помощь опытного специалиста в решении семейных проблем. Если у Вас семейные конфликты, споры, измена, не понимание, проблемы с детьми, депрессия, сложные отношения с другими членами семьи – это повод обратиться к семейному психологу. Как это работает На консультации с профессиональным семейным психологом Вам помогут разобраться и осознать объективные причины не понимания, конфликта и разногласия в семье и восстановить утраченную гармонию. Научиться не создавать конфликтных ситуаций, а главное управлять гармоничным состоянием внутри Вашей семьи. Психолог научит супругов слушать друг-друга без агрессии, спокойно относиться к разным жизненным ситуациям. С помощью психолога Вы научитесь смотреть совсем иначе на проблему и любая ситуация для Вас будет решаемая. Семейный психолог учит осознанию отношений и ситуаций, показывает то, как можно поступать иначе и со временем Вы начинаете совсем иначе воспринимать и думать. Для Вашей пары уже не будет таких сложностей как раньше, а возможно даже начнётся новый и более счастливый период в жизни. С помощью психолога Вы научитесь ценить друг-друга, слышать друг-друга и по-новому воспринимать своего партнёра. Вы почувствуете заботу и любовь своего партнёра. Мы помогаем решить наиболее часто возникающие в семейных отношениях проблемы:

  • Бытовые конфликты между супругами и партнерами
  • Проблемы в сексуальной сфере
  • Недоверие между супругами или партнерами (подозрения или измена)
  • Проблемы воспитания детей, детско-родительские отношения, проблемы с подростками
  • Проблемы взаимоотношений с старшим поколение
  • Проблемы взаимоотношений с родственниками жениха или невесты (тесть и теща, свекровь и свекр, сестры и братья)
  • Проблемы в иных сферах семейных отношений

Консультация семейного психолога проходит в основном очно, но в тоже время мы готовы предложить свои услуги в режиме онлайн. Первичная консультация пары длится 1.5-2 часа, в последующем 1.5 часа, если по результатам первой встречи специалист выяснил что помощь необходима одному из супругов, то длительность такой консультации составляет 1 час. Как правило, консультация семейного психолога выглядит как беседа, построенная специальным образом для достижения необходимого психотерапевтического воздействия направленного на решение определённой задачи. Очень часто специалист дает домашнее задание, которое потом вместе разбирают и работают с результатами.Безусловно, консультация психолога отличается от задушевных бесед с друзьями. Психолог, прежде всего, должен оценить ситуацию и помочь Вам. Чем Вам поможет консультация у семейного психолога Семейный психолог знает о кризисах семьи, о устройстве семейных отношений. Психолог использует различные техники и приёмы в анализе Вашей ситуации, в анализе Вашего эмоционального состояния. В разговоре с психологом Ваша пара найдёт суть конфликта. Психолог Вам расскажет и научит как этот момент иначе пережить и не допустить подобных конфликтов. Безусловно, это Ваша семейная жизнь и семейный психолог не решит всё одним словом. Как правило, это огромный труд и для пары. Психолог направляет, подсказывает. Очень важно объяснить, показать, рассказать, как решить проблему, но пережить и решить конфликт не менее важно. Вы научитесь выходить из зоны влияния проблемы, и жизнь станет лучше и светлее! Консультация семейного психолога помогает оглянуться, посмотреть другими глазами друг на друга и перестать сражаться и начать вместе действовать на благо решения проблемы и сохранения семейного очага.

семейная психотерапияМы поможем вам решить семейные конфликты и понять причины проблем вашей семьи. Мы проводим семейную психотерапию для детей и родителей, потому что некоторые проблемы ребенка напрямую связаны с неразрешенными конфликтными ситуациями в семье. Различные  симптомы, которые проявляются у  ребенка свидетельствуют о неблагоприятной семейной атмосфере.

В семье могут быть как открытые конфликты, так и скрытые. Так во вполне благополучной семье, в которой нет открытых ссор и споров, может присутствовать хроническое непонимание, обиды и попытки избежать обсуждений. Такое напряжение очень болезненно воспринимается ребенком, и часто нестабильность семейных отношений ребенок пытается «уравновесить» своими болезнями или проблемным состоянием.

Конфликты в семье

Допустим, между родителями есть ряд семейных проблем, и их брак находится под угрозой. У ребенка в ответ могут возникнуть трудности, которые отвлекут родителей от их конфликтов и заставят обратиться к его проблемам. Таким образом, напряжение в семье несколько уменьшится. При этом проблемы ребенка затмевают разногласия между супругами, т.е. симптом ребенка выполняет «важную и полезную функцию».

Например, у дочери возникают тики, когда родители ссорятся. Стремясь создать спокойную обстановку для девочки, родители вынуждены замалчивать свои разногласия. Но пока эти разногласия есть, даже в скрытой форме, у дочери будут проявляться тиковые реакции.

Таким образом, при любом неблагоприятном типе протекания семейных конфликтов у ребенка формируются внутриличностные конфликты:

  • эмоциональная нестабильность,
  • неуверенность в себе,
  • тревожность,
  • замкнутость,
  • отчужденность,
  • эмоциональные расстройства в виде беспокойства, пониженного настроения,
  • нарушения сна и аппетита.

Душевная травма ребенка может привести к невротическим расстройствам: ночному энурезу, тикам, страхам, расстройствам внимания.

Такие симптомы могут возникать либо как реакция на создавшуюся неблагоприятную атмосферу в семье, либо как сдерживающий фактор. Например, возможный уход отца из семьи сдерживает болезнь ребенка. Ребенок своим нездоровьем  «помогает» семье создать видимое благополучие,  а потому, пока не настанет мир в семье,  болезнь может оставаться долгое время и перейти в хроническую форму.

В данном примере разрешение конфликтной ситуации может иметь различный исход: папа может остаться в семье или уйти из семьи, но задача психолога — помочь такой семье достичь взаимопонимания и выйти из конфликта таким образом, чтобы в максимальной степени были удовлетворены потребности ребенка в стабильности, психологическом комфорте, заботе и внимании обоих родителей.

Когда необходима семейная психотерапия?

Иногда,  в благополучной семье, но в силу обстоятельств или нехватки времени, родители мало уделяют внимания ребенку, либо наоборот окружают ребенка чрезмерной опекой, что также может привести девиантному поведению.

Например, ребенок имеет склонность к воровству. При консультировании ребенка выясняется, что это реакция на недостаток внимания, что ребенку требуется больше любви и заботы, но у одинокой мамы просто нет времени, сил и внутренней энергии на то, чтобы в достаточной степени давать эту любовь ребенку. Мама находится в состоянии стресса, хронической усталости, незавершенные отношения с бывшим мужем, обида просто не оставляют места для здоровых отношений с ребенком.

Конечно, в таком случае помощь психолога маме подготовит благоприятную почву и для успешной корректировки девиантного поведения ребенка.  Одно дело, если психолог будет работать только с ребенком, и совсем другое дело, если мама с помощью психолога справиться со своими личными проблемами и сможет создать теплую атмосферу, окружить ребенка любовью и заботой, нехватка которых привела к проблемному поведению.

совместимость супруговСовместимость супругов — важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Принято  выделять основные четыре аспекта супружеской совместимости:

  • Духовная или cоциокультурная совместимость
  • Личностная совместимость
  • Физиологическая совместимость
  • Семейно-бытовая совместимость

 

  • Духовная или социально-культурная совместимость характеризует согласованность установок, ценностей, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений, позволяет супругам выработать общую направленность и мотивацию поведения. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества. Совпадение ценностей является важнейшим фактором супружеской гармонии.
  • Личностная совместимость — характеризует соответствие свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы. Исследования показали, что в стабильном браке с достаточно большим стажем живут супруги с самым разным сочетанием темпераментов. Наиболее высокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдается в тех парах, в которых супруги обладают противоположным темпераментом (сангвиник—меланхолик, флегматик—холерик).
  • Физиологическая совместимость — удовлетворенность супругов интимными отношениями.  Важно, чтобы в них существовало влечение друг к другу и взаимное возбуждающее воздействие: только на этой основе один из партнеров сможет полностью удовлетворить сексуальные потребности другого. Сексуальная совместимость во многом связана с взаимной привлекательностью и привязанностью партнеров.
  • Семейно-бытовая совместимость —  согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Несовпадение взаимных ожиданий супругов — наиболее распространенная причина конфликтов, неудовлетворенности друг другом.  Супруг мыслит «домостроевскими» категориями: жена — хозяйка, муж — добытчик и кормилец. А супруга придерживается современных взглядов: и муж и жена — кормильцы, поэтому и хозяйство должны вести оба.

Если вы испытываете трудности в распределении ролей в вашей семье, запишитесь на консультацию к психологу, который сможет вам помочь наладить гармоничные отношения с супругом.

конфликтыСемейные конфликты и их причины. Решение семейных конфликтов.

Семейные неурядицы и семейные проблемы — вот общее название причин, по которым рано или поздно каждый из нас ищет помощи. С чем обычно приходят люди к семейному психологу? Чаще всего я слышу такие слова: непонимание, конфликты, недоверие, измена, ревность алкоголизм, развод. А за этим порой прячется страх, насилие, хронические болезни, проблемы с детьми.

Общее ощущение несчастливости, гнев, разочарование и обиды – такие чувства сопровождают человека, когда нелады в семье не решаются, накапливаясь как снежный ком. Трудно и страшно бывает принимать решения, меняющие привычную жизнь, восстанавливаться и начинать заново строить новое настоящее. И тогда надежда на лучшее ведет вас к поиску всевозможных средств, помогающих разрешать конфликты, улучшить взаимопонимание и вернуть доверие.

Вера в будущее поддерживаться вашей любовью. А вот знаний и навыков о том, как произвести такие изменения — порой не хватает. Да и чтобы просто верить в себя, и в лучшее будущее для себя порой требуется помощь и поддержка психолога. Как раз здесь вам могут быть полезны специалисты, знающие закономерности семейной системы и психологические аспекты личности человека.

И тогда, действуя уверено и последовательно, с помощью семейного психолога, можно:

  • Привести в порядок свое эмоциональное состояние, чтобы принять решение и начать необходимые изменения.
  • Непосредственно на консультации разрешить текущую проблему в вашей паре и улучшить взаимопонимание.
  • Научиться понимать своего партнера, стать понятнее ему и здраво смотреть на причины ваших различий и разногласий. Научиться конструктивно разрешать конфликты и вести споры.
  • Понять – что вы хотите и ради чего следует сохранять отношения или их завершить.
  • Получить поддержку.

кризисКризисы в семейных отношениях — это естественные эволюционные факторы развития семьи. Любая семья имеет определенные этапы развития, и на каждом этапе есть свои задачи и проблемы:

  • Этап 1. Построение семьи, притирка между собой и новыми родственниками.
  • Этап 2. Рождение первенца и принятие родительских полномочий. Усталость новые обязанности по отношению к ребенку.
  • Этап 3. Так называемый, «кризис 3-х лет» это период, когда любовные ферромоны закончились, и быт убил романтику.
  • Этап 4. Первый ребенок идет в школу. Новый кризис, известный как «кризис 7 лет». Очередной прилив усталости друг от друга и желание развестись.
  • Этап 5. Время воспитания подростков, взросления и отделение детей.
  • Этап 6. Дети выросли, и снова нужно учиться жить вдвоем без детей. Это непривычно, накопился груз прошлых обид, и все меньше перспектив…

Каждый из этапов может стать либо «началом конца», либо полезным уроком умения жить вместе.

Когда вы знаете что волны сближения-отдаления являются естественным процессом, и если вы заинтересованы в сохранении семьи, вы имеете возможность своевременно искать помощи и рекомендаций у семейного психолога, обучаясь, и одновременно наращивая потенциал в умении конструктивно решать разногласия, открыто обсуждать любые вопросы, лучше понимать друг друга.

прощениеПрощение — глубокое понятие: о нем легко говорить; простить же, когда нас очень сильно обидели, бывает трудно. И хотя дети не всегда способны полностью понять, что такое прощение, их важно учить сопереживанию, состраданию и готовности дать некоторым людям еще один шанс.

Что такое — прощать?

Дети понимают понятие прощение иначе, чем взрослые. Дети школьного возраста ищут справедливости, прощая только в том случае, если уже успели нанести ответный удар. Подростки бывают готовы простить, но часто делают это под давлением сверстников или будучи поставленными перед необходимостью, а не из искреннего сострадания к своему обидчику.

Вы не должны заставлять ребенка извиняться. На самом деле вы и не можете этого сделать. Прощение — это форма любви, и к нему нельзя вынудить человека. Тем не менее вы можете заставить ребенка не изливать свой гнев.

Если кто-то действительно обижает вашего ребенка, а вы спешите уговорить его простить обидчика, то в этом случае вы, возможно, навязываете ему собственную потребность казаться хорошим. Настоящее прощение часто требует времени.

Простить человека — это не то же самое, что продолжать с ним отношения (помириться). Ваш ребенок может быть обижен на своего друга, но, в конце концов, простить его, и в то же время больше не захотеть с ним дружить. Это говорит о рассудительности вашего ребенка.

Как нужно говорить о прощении 

Если вашего ребенка обидел друг, то выразите ему сопереживание и постарайтесь все понять, прежде чем уговаривать ребенка простить обидчика. «Ты слышал, как твой лучший друг насмехался над тобой? Теперь ты, наверное, больше никогда не захочешь с ним снова дружить. Тебе, должно быть, очень грустно». После того как ваш ребенок выразил свои чувства и вы их поняли, спросите его, что для него значит прощение: «Уже три дня ты не разговариваешь с Машей. Что должно произойти, чтобы ты смогла простить ее?» (Вряд ли ребенок скажет: «Она должна извиниться… Ее нужно наказать».) «Ты можешь сказать ей, что она обидела тебя и, что ты хочешь, чтобы она перед тобой извинилась. Что бы помогло тебе это сделать?»

Напомните ребенку о случаях, когда он прощал других: «Ты простила своего брата, когда он дразнил тебя в автобусе. Иногда нам кажется, что прощать кого-то — это несправедливо. Но если ты хочешь расквитаться с человеком, то это не прощение. Это месть». «Представь себе, что ты решил отомстить. А теперь подумай, что может случиться после того, как ты сделаешь это?» «Представь себе, что ты простил своего друга. Как ты думаешь, что будет после того, как ты его простил?» Воспитывайте в ребенке сопереживание. «Поставь себя на место своей подруги. Как думаешь, почему она так плохо говорила о тебе?» «Когда ты прощаешь людей, ты своим прощением вовсе не оправдываешь их поступок. Ты говоришь, что своим плохим поступком они обидели вас, но вы все равно готовы их простить».

Если ваш ребенок говорит вам, что помирился с другом, то используйте это как тему для дальнейших обсуждений: «Уже неделю как вы с Олей снова подружились. Ты рада, что простила ее? Почему?» «Уже две недели, как вы с подругой, которая тебя обидела, не разговариваете. Скажи мне, что ты хочешь, чтобы произошло между вами?»

ПООЩРЯЙТЕ и хвалите ребенка за попытки простить: «Должно быть, простить ее было нелегко, но ты сделала это. Я горжусь тобой». Позвольте проявиться гневу позднее. Дети могут быстро простить, чтобы порадовать родителей, или могут сначала не вполне осознавать, какую боль им причинили. Если это так, то остаточный гнев может проявиться позднее.

Не критикуйте ребенка, пытайтесь помочь ему понять, что происходит: «Это нормально, когда ты прощаешь кого-то, а потом все равно иногда огорчаешься и сердишься. Может быть, тебе нужно поговорить с другом еще раз?»

Где возможны ошибки

«Он только сломал твою игрушку. Мы купим тебе другую. Ты не должен таить в себе обиду». Дети часто обижаются из-за того, что случившееся кажется взрослым пустяком. Но для детей это не пустяк. Ссора из-за игрушек — отличный сценарий, чтобы помочь ребенку справляться с разочарованиями и с решением проблем.

Сначала посопереживайте: «Я не виню тебя в том, что ты огорчился, когда он намеренно сломал твою игрушку. Это действительно неприятно». «Если ты простишь друга, то он снова тебя когда-нибудь обидит». Если вашего ребенка снова обидели, он может сделать для себя выбор больше не дружить с обидчиком. Это может послужить обидчику хорошим уроком. Но если ребенок прощает его и дружба продолжается, то это тоже хороший результат.

Если вы говорите ребенку, что дружба заканчивается после первой ссоры, то у него никогда не будет друзей. «Он извинился. Что ты еще хочешь от него?» Простить по-настоящему бывает нелегко, и с настоящим прощением не всегда полностью уходит обида. Но если вашему ребенку нужно что-то большее, чем просто извинение, то постарайтесь понять, что именно.

Может быть, он хочет справедливости (например, чтобы друг заменил ему сломанную или потерянную игрушку). Или, возможно, он все еще чувствует боль. Лучше всего распознать этот момент и похвалить ребенка за попытки простить. «Твой друг извинился перед тобой, но ты все еще обижаешься и злишься на него. Я рад, что вы снова хотите стать друзьями, но, чтобы плохие чувства полностью ушли, иногда требуется время».

И помните: Прощение — это форма любви, и к нему нельзя вынудить человека.

Песочная терапия для детей

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Но благодаря  уникальным свойствам зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психологической, педагогической и психотерапевтической практике. Игра с песком как способ развития и самотерапии известен с древних времён. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Взаимодействуя с песком и небольшими предметами, ребёнок входит в диалог с собой и окружающим пространством. Песочница создаёт мощный ресурс для коррекционно-образовательной и развивающей работы с ребёнком: более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательных процессов, улучшается его общее психоэмоциональное состояние. Коррекционно-педагогическое направление в работе с песком развивает у ребёнка:

  • мелкую моторику,
  • тактильную чувствительность,
  • воображение и творческие способности,
  • знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, ощущения),
  • пространственное представление,
  • слуховую и зрительную память,
  • внимание,
  • познавательный интерес,
  • образное мышление,
  • различные стороны речи (расширяется словарный запас, обогащается словообразование, формируется грамматический строй речи, корректируется звукопроизношение).

Психолого-терапевтическое направление в работе с детьми используется как средство самовыражения, самоосознования, снятия напряжения. Ребёнку сложно называть и осознавать массу разнообразных испытываемых чувств, которые не всегда положительны или не одобряются взрослыми. Накапливаясь без выхода, чувства могут нарушать психическое равновесие ребёнка и приводить к психосоматическим и невротическим расстройствам (тики, заикание, энурезы и др.). Соприкасаясь с песком и миниатюрными фигурками, ребёнок:

  • приближает к себе внутренний мир, внимательно рассматривая его,
  • учится осознавать свои желания,
  • может найти источники внутренней силы,
  • становится в состоянии выражать своё разное настроение, самого себя,
  • получает опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с миром,
  • чувствует себя уверенней, повышает свою самооценку,
  • строит новые взаимоотношения с окружающим миром,
  • воспроизводит реальные жизненные ситуации, в которых испытывает трудности,
  • может увидеть лучшее решение сложной ситуации,
  • становится более ответственным в своих действиях и поступках.

Благодаря пониманию происходящего во внутреннем или внешнем мире со временем меняется поведение и состояние ребёнка. В целом, песочная терапия является уникальным игровым методом для детей любого возраста и  даёт высокий комплексный образовательно-терапевтический эффект. Длительность курса занятий зависит от личностных и индивидуальных особенностей ребёнка или подростка. Очень часто этот метод оказывает большой терапевтический эффект уже при первом использовании. Замечено, что за 6-8 сеансов снимается острое психологическое напряжение. Полный же курс может составить 12-15 сеансов. Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. В редких тяжелых случаях можно проводить сеансы песочной терапии каждый день в течение 1-2 недель, или 2 раза в неделю. Но обычно встречи назначаются один раз в неделю.

Песочная терапия для взрослых

Нередко работу с песком считают исключительно детским методом, однако, специалисты  песочной терапии  отмечают эту форму психологической работы для взрослых даже более эффективной, чем для детей. Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты, здесь можно со стороны посмотреть на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий её разрешения; здесь создаётся новая реальность, в которой всё подвластно создателю, человеку, создавшему картину из песка и миниатюрных фигурок. Здесь, в песочнице, разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это Жизнью или Судьбой. Здесь рождаются новые жизненные программы и приобретаются сила и уверенность для её реализации. Вы хотите узнать, о чём НА САМОМ ДЕЛЕ Вы думаете, что НА САМОМ ДЕЛЕ чувствуете, что НА САМОМ ДЕЛЕ заботит Вашу Душу? Вы не узнаете этого, если не взглянёте в зеркальную гладь песка и не пожелаете «оживить» это неуловимое отражение. Почему именно песок? Прежде всего, песок является природным материалом, испокон веков используемым человеком. Стоит вспомнить и свои собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности растянуться на песке, «закопаться» в него. Играя с песком, можно чувствовать себя песчинкой во Вселенной. Но, создавая из песочной массы объёмные скульптуры, можно ощущать себя Творцом. По-видимому, общение с песком даёт возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от одиночества до осознания собственной великой созидательной силы. Как выстраивается сеанс песочной терапии? Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются. Они выходят в песочную среду преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как проблема, так и возможные пути её решения и причины возникновения. После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем. «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». К.Г.Юнг. Достоинства метода песочной терапии: 1. Возможность посмотреть на себя со стороны. Собственные внутренние процессы сложны для понимания и осознания человека. Нередко нам приходится слышать: «Ты бы посмотрел на себя со стороны!» Это действительно полезно. Но вот вопрос – как это сделать? Записать себя на видео или аудио, регулярно смотреть на себя в зеркало? Но это будет взгляд на «видимое». А как быть с «невидимыми» внутренними процессами? И здесь на помощь приходит песочница с миниатюрными фигурками. В контексте песочной терапии возможность посмотреть на себя, на свой внутренний мир, со стороны становится доступной, ибо песочные картины являются отражениями нашего внутреннего состояния. 2. Возможность созидательных изменений событий и взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность. 3.Возможность раскрытия и осознания Тайн бытия. Знакомая с детства картина: ребёнок создаёт из песка замок, некоторое время любуется им, а потом волна или он сам разрушает творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно это простое действие хранит уникальную Тайну бытия: всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности. 4. Проявление творческих возможностей. В результате «диалога» рук с песком и водой происходит творческое самовыражение человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне становится возможным «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития. 5. Безопасность и экологичность в использовании данного метода. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания в слова — например потому, что они очень остры и болезненны или просто потому, что человек не обладает даром красноречия. Итак, взаимодействуя с песком и миниатюрными фигурками, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт владения собой и способ конструктивного взаимодействия с окружающим миром. И когда человек заканчивает взаимодействие с песком, перед нами – человек ИЗМЕНИВШИЙСЯ. Он прошёл какой-то кусочек своего пути и стал хотя бы немного ближе самому себе. Сегодня песочная терапия широко применяется в терапии с детьми, подростками, взрослыми, а также в работе с семьями, супружескими парами, в группах личностного роста, на тренингах общения и т.д. Будем рады предложить Вам этот уникальный метод в нашем центре!