Необходимость в проведении судебной экспертизы ребёнка и детско-родительских отношений возникает, как правило, в тех случаях, когда в семью приходят конфликты и склоки, когда муж с женой разводятся и не могут достигнуть договоренности о месте проживания своего ребенка и (или) о месте и порядке встреч ребенка с тем родителем, который с ребенком не проживает.
Цель любой экспертизы помочь суду разобраться с вопросами требующими специальных знаний психолога и педагога. Однако просто психологических знаний при этом недостаточно. Психолог должен владеть также юридическим понятийным аппаратом, чтобы его Заключение было ясным и понятным для суда и других участников судебного разбирательства.
Для чего проводится экспертиза ребенка и детско-родительских отношений?
Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.
— Определения индивидуальных особенностей ребенка;
— Определения частоты, места, длительности и способа общения ребенка с одним из родителей;
— Определения возможности и длительности нахождения ребенка в отпуске с одним из родителей;
— Определения места жительства ребенка;
— Определения роли отца (матери) в воспитании ребенка;
— Определения с кем из родителей комфортнее проживать ребенку;
— Определения психологических особенностей взаимоотношения отца (матери) с ребенком;
— Определения на сколько, негативно влияет на ребенка, общение с отцом (матерью);
— Определения обстоятельств, которые могут препятствовать, общению отца ( матери) с ребенком;
— Определения степени привязанности ребенка к родителю (ям);
— Иные вопросы.
Экспертиза ребенка
Экспертиза ребёнка обычно проводится для того, чтобы установить, к кому ребёнок психологически привязан в большей степени, с кем изъявляет желание проживать после развода и какими психологическими факторами это желание обусловлено. Также в ходе проведения психологической экспертизы ребёнка возможно установить, насколько часто он хочет встречаться с родителями, имеет ли какие-либо психологические травмы, как и в какой степени отражается на психологическом состоянии ребёнка негативное влияние со стороны кого-либо из ближайшего окружения несовершеннолетнего.
Экспертиза родителей
Экспертиза родителей обычно проводится в тех случаях, когда у суда или у участников судебного процесса есть основания полагать, что кто-либо из родителей оказывает негативное влияние на несовершеннолетнего или имеет психологические или психиатрические противопоказания к самостоятельному воспитанию или общению с ребёнком.
Судебная психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений может ответить на следующие вопросы:
-Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
-К кому из родителей ребенок привязан больше?
-Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?
-Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?
-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
-Каков уровень тревожности ребенка?
-Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
-Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?
-Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?
-Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
-Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
-Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?
-Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?
-Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
-Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
-Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
-Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
-Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
-Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?
-Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?