Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, в том числе с:

  • ОНР (общее недоразвитие речи)
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • аутистическим спектром (РДА)
  • с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)
  • нарушениями сна
  • энурезом
  • страхами
  • школьной дезадаптацией

а также с повышенной утомляемостью, компьютерной зависимостью, снижением настроения, психосоматическими нарушениями.
   

     Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т.п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и, прежде всего, социальное окружение. 

   Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

 

 

«Функциональная несформированность» может иметь место до 12 — 15 лет.

     То, что пропущено, не сформировано в соответствующем, наиболее психологически оптимальном возрастном диапазоне, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий. 

Стадии формирования и развития структур головного мозга*

 Развитие ЦНС в преднатальный период 

  Сроки онтогенеза

 Стадия эмбриона

  2—3 недели

 Формирование невральной пластинки

  3—4 недели

 Закрытие невральной трубки

  4 неделя

 Образование трех мозговых пузырей

  5 неделя

 Образование пяти мозговых пузырей

  7 неделя

 Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов

  2 мес.

 Рост мозговой коры с гладкой поверхностью

 

 Стадия плода

  2,5 мес.

 Утолщение мозговой коры

  3 мес.

 Начало формирования мозолистого тела и роста глии

  4 мес.

 Рост долек и борозд в мозжечке

  5 мес.

 Формирование мозолистого тела, рост пер­вичных борозд и гистологических  слоев

  6 мес.

 Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических  связей, формиро­вание межполушарной асимметрии и межпо­ловых  различий

  7 мес.

 Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии    полушарий

  8-9 мес.

 Быстрое развитие вторичных и третичных бо­розд и извилин, развитие        асимметрии в строе­нии мозга, особенно в области височных до­лей

 
Этапы развития областей головного мозга и их функции
 

 От зачатия до 15 мес.

 

 Стволовые структуры

 Основные потребности вы­живания — питание,  укры­тие, защита, безопасность. Сенсорное  развитие вести­булярного аппарата, слуха,  тактильных ощущений, обоняния, вкуса,  зрения

 15 мес  — 4,5 г

 Лимбическая сис­тема

 Развитие эмоциональной и речевой сферы,  воображе­ния, памяти, овладение грубыми  моторными навы­ками

 4,5—7 лет

 Правое (образное) полушарие

 Обработка в мозге целост­ной картины на  основе об­разов, движения, ритма, эмоций,  интуиции, внеш­ней речи, интегрированного  мышления

 7—9 лет

 Левое (логиче­ское) полушарие

 Детальная и линейная об­работка информации,  со­вершенствование навыков речи, чтения и  письма, сче­та, рисования, танцеваль­ных,  восприятия музыки, моторики рук

 8 лет

 Лобная доля

 Совершенствование навыков тонкой моторики,  ста­новление внутренней речи, контроль  социального по­ведения. Развитие и  кооринация движений глаз: слежение и  фокусирование

 9—12 лет

 Мозолистое тело и миелинизация

 Комплексная обработка информации всем  мозгом

 12—16 лет

 Гормональный всплеск

 Формирование знаний о себе, своем теле.  Уяснение значимости жизни, появле­ние  общественных интере­сов

 16—21 год

 Целостная систе­ма интеллекта и  тела

 Планирование будущего, анализ новых идей и  воз­можностей

 21 год и далее

 Интенсивный скачок в развитии  нервной сети лоб­ных долей

 Развитие системного мыш­ления, уяснение  причинных связей высшего уровня,  совершенствование эмоций (альтруизм,  любовь, сочувствие) и тонких моторных  навыков

 

     Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация (развитие способностей)», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

    Наиболее сформированными в детском возрасте являются двигательные функции, точнее, психомоторный уровень нервно-психического реагирования, в норме охватывающий весь младший школьный возраст. Поэтому развивать функцию внимания следует, опираясь на движение. В связи с этим одной из методик коррекции нарушений внимания является использование специального комплекса физических упражнений.

     Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

       Методологически «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» (нейрокоррекция) опираются на современные (по А. Р.Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (прежде всего — в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов).

    Методически — на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

      Занятия отражают иерархически организованную трехуровневую систему комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития. Здесь нет специальных пунктов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дислексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий). Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.) и регуляторные факторы.Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения.

     Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному»преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.

       В нейропсихологическом контексте каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Это обеспечивает обоснованную возможность заново сконструировать и построить несформированную, ущербную или нарушенную высшую психическую функцию сначала во внешней, материальной форме («на рабочем столе»), а затем постепенно сократить ее, автоматизировать и перевести на уровень «в уме». Кстати, по такому же принципу происходит произвольное освоение или совершенствование любого навыка.

Продолжительность курса:  от 7-8 до 12-16 месяцев. Периодичность: 2 занятия в неделю.

  * Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2008. — 474 с