Часто в популярной психологической и околопсихологической литературе всячески подчеркивается тема личной ответственности за все события своей жизни.
Обычно такая мысль продвигается в русле общей идеи о том, что есть в человеке некий механизм, благодаря которому он, буквально цитируя, «притягивает» определенные события в свою жизнь.
И уже в повседневном обиходе часто приходится слышать: «Вот и подумай, чем ты привлекла в свою жизнь такого человека?» или «Нельзя так мыслить — ты же притянешь в свою жизнь такие события!».
Говорится это обычно либо очень назидательным тоном голоса, либо с большой обеспокоенностью, придавая огромную значимость таким словам.
Наверное и скорее всего что-то такое действительно имеет место быть в жизни. Некая закономерность, которая связывает образ мышления человека и его поведение, его жизненные выборы, его способ выстраивать отношения с окружающими людьми. Мне с давних пор еще нравится выдуманная кем-то из психологов шуточная поговорка:
Если всегда ходишь с молотком, не удивляйся, что тебе повсюду попадаются гвозди.
Но часто в результате подобного понимания устройства жизни — основание его на некоем законе притяжения — человек начинает критически относиться буквально ко всему, что происходит в его внутреннем пространстве.
Например, многие, очень многие пациенты с теми или иными видами тревожных расстройств говорят, что буквально боятся своих мыслей. Боятся того, что те, однажды возникнув, послужат некоей основой для «притяжения» в их жизнь все более худших событий и обстоятельств.
И когда начинаешь обсуждать, что же такое это «притяжение», и откуда сведения о таких «законах жизни», то обязательно всплывет или книга, раскрывающая некие «тайны мироздания», или лекция о «законах жизни» (обычно их семь, почему-то), прочитанная уверенным, не терпящим сомнений голосом.
Часто на ум в таких случаях приходит мысль-ассоциация — строчка из песни Евгения Маргулиса:
Может быть случайно, может быть нарочно, кто-то нам внушил, будто в мире есть вечные законы.
И приводит это к тому, что человек начинает пытаться особенно тщательно контролировать не только то, что говорит, но и то, что думает. Чтобы не притянуть ненароком ничего лишнего. А поскольку спонтанно возникающие мысли такому сознательному контролю поддаются плохо, кончается все это чаще зацикленностью и навязчиво возникающими пугающими мыслями и состояниями.
Человек как бы приучается к идее о том, что с ним что-то не так,
и нужно постоянно это исправлять,
и оценивать себя, насколько успешно это получается.
К слову, такое же часто бывает в результате определенного стиля воспитания в семье или в отношениях с любым значимым и авторитетным человеком.
Когда постепенно формируется целый способ видения мира и себя в нем.
Когда человек изначально оценивает себя, исходя из того, что с ним что-то не так, и ищет ответ — что же именно. А кто ищет, тот, как известно, всегда найдет.
С одной стороны, такая позиция рождает много тревоги. А тревога часто оказывает мобилизующее воздействие, подталкивает человека к изменениям, к новым решениям и, как следствие, к развитию. Но воспользоваться плодами такого развития получается редко.
Просто потому, что как только получается избавиться, разрешить то, что не так — на смену ему внимание переключается на все новые и новые несовершенства и изъяны. И жизнь начинает ощущаться, как некое подобие бега белки в колесе — сил тратится много, работа выполняется основательная и значительная, но результата или хотя бы конца такой работы не видится даже и близко.
Зачастую некоторые пациенты и приходят на психотерапию с подобным запросом — понять, что с ними не так. И если в ряде случаев получается искать и находить конкретные причины жизненных трудностей, и это ведет к хорошему решению — то в ситуации, когда вопрос «Что со мной не так?» заложен в самом фундаменте самооценки человека, когда он является привычным взглядом на себя и основным побуждающим инструментом к действиям, проблема заключается не в ответе на этот вопрос.
Сам вопрос является источником проблемы! Именно он обесценивает все жизненные достижения, именно он заставляет каждый раз оглядываться на чье-либо «компетентное мнение» в оценке себя.
Зачастую поиск во взрослой жизни такой авторитетной фигуры является попыткой найти замену авторитарным родителям, которые занимали по отношению к своему ребенку директивную и лишающую возможности стать автономным, самостоятельным, позицию.
Именно этот вопрос и приводит снова и снова к разочарованию и мучительному ощущению тщетности усилий.
Путь к хорошему решению в этой ситуации мог бы лежать через формулирование альтернативного вопроса, который можно было бы задавать себе в движении по жизни.
Вместо жесткого и задающего узкие рамки предвзятости «Что со мной не так?» — расширяющий поле возможных выборов «Какой я?»/»Какая я?».
Проще не искать в себе изъяны, стараясь все время подогнать себя под какой-то внешний несуществующий идеал, а заглядывать внутрь себя, понимая и узнавая все больше своих особенностей и свойств, граней и сторон своей личности. Чтобы, узнавая себя все больше и полнее, постепенно учиться выбирать в жизни то, что подходит именно тебе, и отказываться от того, что на самом деле не нужно.
Это то, что называется феноменологическим подходом к жизни человека. Когда каждая человеческая жизнь, каждая личность и ее способ проживания жизни воспринимается как уникальный.
Когда не реальность натягивается всеми силами на некие зачастую сомнительные книжные истины путем постоянного сравнения и поиска несоответствия,
а исходя из реальности конкретной человеческой жизни идет поиск способа эту жизнь наладить, используя тот опыт, который есть, в том числе и в книгах.
Это путь от жизни к книге, а не от книги к жизни.
Отвечая на вопрос «Какой я?», мы приходим и к тому, какая жизнь нам нужна.
Отвечая на вопрос «Что во мне не так?», мы снова и снова заходим на один и тот же замкнутый круг критики, мучений и обесценивания всего своего жизненного опыта.
И, как следствие, и самой жизни.