— Ну ничего сам не может сделать, все за него приходиться переделывать.
— Руки у нее не из того места растут.
— Вот ведь, сидит и бездельничает!
— Взял хотя бы книжку почитал!
— Пока не наорешь, порядок в комнате не наведет…
И еще масса подобных претензий от родителей к детям. Почему? Почему многие подростки абсолютно безынициативны, аморфны и медузоподобны. Уж не потому ли, что будучи маленькими детьми были категорически опекаемы мамами и папами.
— Ах! Я сама налью молочка, а то ты прольешь!
— Ой, не споткнись, лучше я тебя на ручках через ступенечку перенесу.
— Пойди мультик посмотри, я сама пол помою, а ты еще наработаешься, когда вырастешь.
И еще множество аналогичных речитативов. Что ж вы вводите детей в когнитивный диссонанс? Когда говорится правда? Когда ребенок, будучи маленьким спешит на помощь и бывает отвергнут или когда подросток, усвоивший, что его помощь никому не нужна спокойно прохлаждается на диване?
Хотим мы того или нет, но самостоятельность, в том числе в принятии решений закладывается в детях в возрасте 3–7 лет, когда им позволяют принимать или не принимать участие в жизни семьи и когда их учат находить понимание с самим собой. Немаловажным фактором является (не удивляйтесь) умение играть и вести себя наедине с собственным эго, то есть с самим собой.
Уже в год ребенок вполне может быть занят самим собой (конечно, если его мама сможет договориться с самой собой о том, что ее дитя уже может обходиться без ее зоркого взора). В этом возрасте вполне допустимо и нормально, когда ребенок остается минут на десять без присмотра взрослого. Конечно, родители должны оставить ребенка в максимально безопасном месте, а не среди скал и обрывов. Научите сами себя не отвлекать ребенка, когда он занят самим собой. В этот момент у ребенка развивается чувство уверенности в себе и самоуважение — ведь он сам, без помощи взрослых с чем-то справляется. Более того, в эти минуты развивается и концентрация, котор1ая сыграет свою роль в школе.
Большинство младенцев сразу после пробуждения спокойно лежат в кроватке, рассматривают ручки-ножки-игрушки, бормочут и гулят. Не торопитесь хватать ребенка в этот момент и улюлюкать его, это чревато тем, что и через три года вам придется «стоять на страже» у кроватки, и как только чадо откроет глаза, начинать развлекать его.
Дети нуждаются в безопасном, но привлекающем внимание мире. Подушки, мягкие кубики, плетеные корзины… Предлагайте их ребенку только тогда, когда он играет в одиночку. Потом снова заберите. Это повысит заинтересованность и простимулирует к индивидуальным играм.
Дети обожают ритуалы и психологически комфортно чувствуют себя, живя по графику. Введите в распорядок дня графу «индивидуальные игры». Если ребенок не хочет играть один, начните с ним, но как только он погрузится в игру, займитесь своими делами. И постарайтесь вмешиваться только в крайнем случае. Не нужно бросать все свои дела, если мячик укатился под стол. Эту проблему ребенок в состоянии решить самостоятельно.
Что необходимо, так это направление в нужное русло. Подсказывайте новые идеи, демонстрируйте, как можно использовать предм1еты, давайте темы для сценариев. Ведь игра — это не только использование игрушек, это фантазия. В моем детстве самыми интересными были игры, которые мы устраивали после просмотра фильмов. «Три орешка для Золушки» или «Гостя из будущего», например. И вот ты уже принцесса или принц, на вороном коне, роль которого исполняет сучковатая палка. Бабушкина накидка на подушку — это фата, бревно на дороге — злой карлик… Дерево — космический корабль или машина времени, соседский мальчишка — робот Вертер и так далее. Расскажите ребенку про те игры, в которые играли сами, ему будет более, чем интересно.
Научив ребенка играть, в том числе играть самостоятельно, вы в первую очередь получите массу времени для своих собственных дел. А в перспективе — человека, который сможет быть интересен как самому себе, так и окружающим.