Что такое локус контроля
В процессе изучения явления контроля было проведено множество разнообразных экспериментальных исследований. И вот что стало ясно.
Во-первых, оказалось, что люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, часто даже с юмором. А в отношении планирования или воспоминаний о своей жизни первые чаще оборачиваются к прошлому, в то время как вторые – неустанно смотрят в будущее.
Также удивительные результаты были получены касательно исследований локуса контроля и поведения в обществе. Люди с внешним локусом приспосабливаются, подстраиваются под мнение группы, стараясь удовлетворить далеко не своим нуждам. Другие же, с внутренним локусом – оценивая ситуацию более хладнокровно и выдержанно, не боятся выражать свою точку зрения и часто добиваются этим самым завидных успехов.
Итак, люди, с развитым внутренним локусом контроля выделяются тем, что:
- Внимательны к окружающим и к информации, поступающей извне. Благодаря этому более правильно строят свое поведение.
- Мало восприимчивы к попыткам давления на их мнение и поведение.
- Способны стремиться улучшать себя и свое жизненное окружение.
- Способны адекватно оценивать свое поведение, свои способности и недостатки.
Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот – мешает процессу личностного созревания.
Наверное, многие подумали, что уже смогли определить, какой локус у них преобладает? Хотя на самом деле, определить самому это очень сложно. Попробуйте испытать себя: замечайте, как вы реагируете на поступающую информацию – с опаской или наоборот, с интересом?
Развитие локуса
Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля.
Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам.
К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем.
Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие.
В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин.
К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина.
Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве.
Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т.к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.
Как добиться равновесия
В ситуации преобладающего внешнего локуса (когда человек винит всё вокруг себя) гораздо проще без посторонней помощи поменять и уравновесить локусы, достичь желаемой гармонии. Что касается преобладающего, а точнее, слишком преобладающего локуса внутреннего, то он встречается в несколько раз реже, и достигать гармонии самостоятельно в этом случае намного сложнее.
И всё-таки что же можно сделать для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов?! Сразу нужно отметить, что понятие «равновесие» в данном случае нельзя воспринимать буквально – по мнению психологов, правильным соотношением является некоторое преобладание внутреннего контроля над внешним, а не их равнозначные уровни.
Итак, первое правило, которое настоятельно рекомендуется выполнять – это, конечно же, не переносить свою ответственность на чужие плечи. Отвечать за все самому и сполна. Признание своей вины и несение за нее наказания (даже самонаказания, в пределах разумного, конечно) – первый уверенный шаг к уравновешению своих внутренних и внешних локусов.
Если же вы заметили в себе немалую долю именно внутреннего локуса и хотели бы это изменить, рекомендую прислушаться к таким советам:
- Старайтесь понять смысл реализации намерений – чтобы что-то получить, нужно что-то для этого сделать. Не пытайтесь брать все и сразу, не давая ничего взамен. Пытайтесь производить взаимовыгодные сделки, при которых и вы удовлетворите свои потребности, но и не ущемите потребности других.
- Старайтесь наблюдать за действиями окружающих и за реакцией других людей на эти действия. Пытайтесь установить связь между поступком человека и реакцией на нее. Пытайтесь понять, за что люди могут злиться на вас или обижаться. Старайтесь быть корректнее в своем поведении и общении.
Если уж вы заметили в себе слабость поддаваться все время реакции группы (возможно, рабочему коллективу или знакомым), и хотите это изменить, попробуйте вести себя следующим образом:
- Будьте уверены в себе, в своих действиях и поступках. Старайтесь быть менее восприимчивыми к мнению группы, не бойтесь показать, что это мнение не совпадает с вашим. Но ни в коем случае не забывайте внимательно выслушивать чужое мнение (ведь каждая точка зрения имеет право на существование!).
- Старайтесь держать себя в руках – выказывайте меньше негатива к другим личностям.
- Не ленитесь менять свою точку зрения в зависимости от получаемой информации. Часто принципиальное «настаивание на своем» не дает положительных результатов, а ведет за собой нервные срывы и обиды. Учитывайте, какую информацию вам преподнесли, а не кто ее преподнес.
Достижению равновесного состояния, безусловно, способствует и развитие своего интеллектуального уровня, выработка собственных жизненных позиций, определение личных нравственных ориентиров и принципов. Помимо этого и вне зависимости от преобладающего локуса контроля, советую уяснить и делать следующее.
- Гармония должна пониматься как нечто достижимое и вполне близкое, к текущему состоянию человека. Осознание этого и убеждения себя в этом определяет первоначальный, оптимистично заложенный шаг к самосовершенствованию. Понимая, что до состояния спокойствия и равновесия остается всего несколько шагов, человек старается пройти эти шаги скорее и правильнее, что приводит к хорошему результату. Постарайтесь найти в себе какое-либо хорошее качество. Только не «хорошее» по вашему мнению, а хорошее вообще. К примеру, вы дружелюбны. И это замечают другие. Поймите, что быть дружелюбным – это хорошо. А быть дружелюбным и не бояться ответственности за свои поступки – это еще лучше.
- Человек должен ставить маленькие достижимые цели в процессе достижения большой главной цели. Выполнение маленьких целей помогает человеку чувствовать полезность выполнимых действий и внутренних изменений в своей личности. Понятно, что цели и требования к ним по мере роста личности будут усложняться и нагромождаться, что будет свидетельствовать о совершенствовании человека.
К примеру, попробуйте поставить себе такую цель: «Сегодня я не сброшу ни одну ответственность с себя!». Боритесь за справедливость, отстаивайте свою точку зрения, но не обвиняйте при этом других! Завтра поставьте себе эту же цель, но сроком на неделю. Постепенно вы привыкнете оценивать и анализировать себя и свое поведение так, чтобы понимать свою ответственность. - Нужно помнить, что нельзя откладывать выполнение целей – достижение гармонии это ежедневный труд.
- Нужно понимать, что воспитание и самовоспитание – процесс долгий и, по сути, бесконечный. Его результаты могут проявиться как быстро, так и не показываться годами. По достижению равновесия вы сами почувствуете, насколько улучшилась ваша жизнь. Повсюду сопровождающее чувство удовлетворения собой и всем, что вы делаете, станет залогом вашего хорошего настроения и самоощущения. А расширившаяся область интересов и самореализация в них как раз и будет одним из признаков успешной работы в области самосовершенствования. Ваша личность, ваш организм и ваше тело будет довольствоваться собой и гордиться. Старайтесь понять, что вы – это маленькая часть мира, по-своему ответственная за все происходящее, но и по-своему беспомощная. Прекратите искать виноватых – это мало того, что скучное занятие, но еще и совершенно бесполезное. Увидев ошибки и некрасивые проступки людей – учитывайте их и не повторяйте. Искореняйте в себе это! Приобретайте новый опыт!
Каждый человек получает долю своей личности из детства – от семьи, знакомых, воспитателей и учителей. Но равным счетом каждый способен решить, какой личностью ему становиться. В общем, возможно, вас и не контролирует никто в известном всем разумении, возможно, вы сами себя подвергаете контролю. И, скорее всего, внутреннему.
Боритесь за своя «Я», лелейте и наказывайте его, развиваясь и научаясь.