Вы так ждали того момента, когда ребенок пойдет в школу, и ребенок туда так стремился… И вот первый год обучения подходит к концу, и становится очевидно, что у него отсутствует желание учиться.
Как же так произошло и что теперь делать?
Итак, давайте окунемся в причины данного явления. Начинается все до школы — с того, что родители недостаточно подготовили ребенка к школе. Большинство родителей имеют представления о готовности к обучению, которые имеют очень мало общего с тем, что действительно потребует наша система среднего образования от ребенка.
Взять хотя бы распространенный миф, что гарантией хорошей успеваемости является навык чтения и умения писать печатные буквы у дошкольников. А то, что стремление и желание учиться важнее знания букв (но их тоже, кстати, надо знать до школы), увы, понимают лишь немногие.
Часто причиной недостаточной мотивации к учению является то, что ребенок не насытился игровой деятельностью в дошкольном возрасте. А как так происходит?
Очень просто — у большинства современных малышей картина одинаковая: он занят то телевизором, то планшетом, то телефоном, то учится читать и писать… ему не до игр и игрушек.
Когда ребенку уже 8 лет, а он все ещё не готов к тому, чтобы с желанием и энтузиазмом учиться — это повод для обращения к детскому психологу. Если ребенок застрял в «игровом периоде», то родителям нужно пройти этот период с ребенком — этот вопрос решаем, и для этого разработаны специальные методики.
Существуют разные причины недостаточной мотивации к обучению в возрасте 8 лет. Основные я изложила выше, тем не менее, каждый случай необходимо диагностировать и выявлять, как именно сложился тот или иной клубок вопросов, ведущих к недостаточной мотивации обучения у школьника.
Теперь перейду к рекомендациям, которые точно будут Вам в помощь в нелегком деле приучения ребенка к учению.
- Явно проявляйте любовь к ребенку, хвалите и восхищайтесь малейшими его достижениями в учебе. Написал одно предложение всего с двумя ошибками — «умница»!( Это для случая, если раньше стабильно было больше трех ошибок на предложение.) Хвалите часто и по делу.
- Отпустите на чуть-чуть контроль за ребенком, пусть он почувствует, что его уже гораздо меньше опекают, чем раньше. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Приветствуйте инициативу ребенка, в частности, пусть из маленького только лишь формального помощника он превратится в равноправного члена семьи со своими домашними обязанностями и зоной ответственности.
- Позвольте ребенку учиться на своих ошибках, тормозите свое желание помочь ему в случае возникновения у него затруднений. Пусть ваша помощь ограничится верой в то, что он это сделает: «Давай-давай, думай сам, я знаю, у тебя получится решить эту задачу самому. Я в тебя верю!».
Когда развитие в норме, то к концу первого класса ребенок должен выполнять домашние задания полностью самостоятельно. Все прочие варианты уже говорят о том, что родители что-то делают не так, либо у ребенка имеются какие-то нарушения в развитии и необходима помощь специалиста.