О чём сигнализируют взрослым “неправильные” поступки ребёнка?
- Что делать, если ребёнок часто лжёт?
- Что делать, если ребёнок не хочет учиться?
- Что делать, если ребёнок закатывает истерики?
- Что делать, если ребёнок замыкается в себе?
- Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно?
Ребёнок говорит неправду
Даже находясь под родительской опекой, маленький человек может ощущать неудовлетворённость жизнью. Фантазия или ложь помогают ему защитить то, что ему дорого, чем он уже обладает, а в других случаях — получить то, чего не хватает.
Давайте вместе вспомним, например, сколько негативных эмоций приносят нам выговоры от начальства. Резкое замечание — серьёзный повод для стресса!
Взрослый человек, если внутренний чайник закипит, может быстро сменить место работы, а детям чаще всего убежать некуда — они тотально зависимы от родителей. Чтобы избежать наказания (стрессовой ситуации), приходится выдумывать ложь, иными словами, защищаться от угрозы.
Если ребёнок часто лжёт, укрывая от взрослых правду, то главная рекомендация детского психолога прозвучит следующим образом: “Создайте для ребёнка атмосферу принятия и доверия!”.
Что означает создать доверительную атмосферу?
- санкции необходимо заменить диалогом
- говорите правду ребёнку, хотя бы в доступных для его возраста выражениях
- честность нельзя наказывать — не ругайте ребёнка после признания в промахе
- примите ценности ребёнка, покажите, что на его стороне
- не уличать ребёнка на каждом шагу, играя роль следователя
- никогда не говорите фразы вроде “ты опять (снова, постоянно) лжёшь!”, “ты — лгун” и т.д.
- выделите ребёнку личное пространство, относитесь с чуткостью к миру детства
- любить — означает любить, несмотря на промахи, но не стоит скрывать свои чувства, если поведение ребёнка расстраивает близких людей
Ребёнок не хочет учиться
Довольно часто родителям приходится сталкиваться с отказами ребёнка посещать уроки в школе. Но далеко не всегда нежелание учиться связано указывает на лень школьника. Довольно часто поведение учителя убивает учебную мотивацию, а насмешки одноклассников заставляют ребёнка изворачиваться как угодно, но сбежать от атмосферы ненависти. Но самым главным врагом желания учиться является амбициозность родителей, если получая плохие отметки, он теряет поддержку близких людей.
Родителям необходимо метко расставить акценты в обучении ребёнка. Даже если педагоги очертя голову гонятся за успеваемостью, школьные отметки отражают достижения, которые ученики уже достигли. Достоинства, а ущербность! Поэтому не правы родители, которые вслед за учителями давят на своих детей. Куда важнее поддерживать познавательный интерес ребёнка, чем заботиться о формальных успехах. Представляете состояние взрослого человека, день за днём выполняющего скучную монотонную работу, которая давно утратила смысл? Школьникам бывает намного хуже… Кроме того, насильно полученные знания, быстрее всего забываются, не принося пользы. Отметки помогают ученикам ставить себе цели, а также — прикладывать силы к получению желаемых результатов, но мерилом личности ребёнка должны становиться вовсе не они.
Что значит грамотно расставить акценты в обучении ребёнка?
- проанализировать, насколько подходит школьнику программа обучения, по которой он учится
- понять, насколько безопасно для ребёнка образовательное пространство
- если обучение в школе по каким-либо причинам не подходит, подумать над альтернативами — домашним обучением, экстернате
- выделить школьные предметы, которым стоит отдать больше сил
- понять, что именно движет ребёнком в процессе обучения
- подумать, остаётся ли у ребёнка время на собственные увлечения, общение с друзьями
Ребёнок закатывает истерики
Иногда маленький ребёнок не способен справиться с нахлынувшими эмоциями, устраивая родителям истерику. Сильный плач, отчаянные крики, битьё кулаками о стол, громкое топанье — подобное поведение заставляет взрослых бросить свои дела, спеша на помощь. Казалось бы, поддержка рядом, но истерика усиливается ещё больше. Почему так происходит и что делать? Какие рекомендации можно дать?
Дети наиболее подвержены капризам, когда наступает возраст от 1,5 до 3 лет — истерики могут случаться до десяти раз в день. Таким поведением, малыши, пока не научившиеся выражать эмоции “мирным” путём, указывают взрослым на то, что их беспокоит. Например, если заботливая мама слишком сильно укутала дитя перед прогулкой, а теперь ему душно. Порою истерики — всего лишь способ получить понравившуюся вещь.
Детские истерики — как вести себя родителям?
- внимательно следить за тем, чтобы обстановка, окружающая ребёнка была для него комфортной
- помните, что ребёнок вполне может всерьёз расстроиться из-за “пустяка”
- уделяйте внимание самочувствию ребёнка
- не поддавайтесь на “шантаж”, когда, устраивая истерику, ребёнок выпрашивает для себя игрушку, угощение и т.д.
- учить ребёнка выражать свои эмоции, прибегая к помощи слов
- уделять детям достаточно внимания, не отмахиваться, даже если очень заняты важными делами
- ребёнку, особенно в младшем возрасте, как воздух необходимо эмоционально-насыщенное общение со значимыми взрослыми
Ребёнок замкнут
Почему некоторые дети предпочитают уходить в себя вместо того, чтобы общаться со сверстниками? Причиной может быть темперамент ребёнка, а возможно — какие-либо глубокие проблемы, мешающие найти товарищей по общению. Чаще всего, психика замкнутых ребятишек слишком чувствительна для того, чтобы активно общаться с людьми. Не стоит навязывать такому ребёнку слишком быстрый темп жизни, иначе есть риск того, что он уйдёт в себя ещё глубже. Скорость работы не должна быть слишком заниженной, но нужно, чтобы замкнутый ребёнок смог достичь успеха.
Что можно порекомендовать родителям замкнутого ребёнка?
- не вешайте на ребёнка ярлыков (“необщительный”, “неулыбчивый” и т.д.)
- поддерживайте эмоциональный контакт
- поощряйте проявления чувств ребёнка, будь то грусть или радость
- замкнутый ребёнок должен знать, что действительно нужен близким, а также постоянно получать подтверждения родительской любви — проявлений заботы, ласки, участия
- не навязывайте слишком быстрый для ребёнка темп жизни, даже если это касается, например, учёбы
- проявляйте чуткость и бережность при общении с внутренним миром ребёнка, уважайте его ценности
- участвуйте в жизни ребёнка: расспрашивайте, играйте вместе, ходите гулять
- не отдавайте замкнутого ребёнка в детский коллектив, где царит соперничество
- расширять круг общения полезно, но близких друзей навязывать нельзя
- убедитесь, что у ребёнка нет симптомов переутомления, усталости, сильных стрессов
Ребёнок ведёт себя агрессивно
Ваш ребёнок — драчун, не дающий спокойно жить одноклассникам, не реагируя на замечания педагогов? Вспышки агрессии случаются, если родители вовремя не научили сына или дочку отстаивать свою позицию без ущерба для окружающих людей. Наряду с истериками агрессивное поведение для малыша — путь заявить о невысказанных чувствах.
Важный нюанс, который стоит помнить взрослым, чей ребёнок часто ведёт себя агрессивно: необходимо научиться отделять переживания от поведения. Чувствовать гнев, негодование, раздражение — естественно. Кричать, раздавать тумаки, ломать чужие вещи — плохо, ведь такое поведение приносит вред другим людям.
Если агрессия ребёнка в более старшем возрасте поддерживается детским коллективом (например, популярна травля одноклассников, не способных дать сдачи), то одних только разъяснений будет недостаточно. Подумайте, разве воспитательная среда, провоцирующая в ребёнке злобу, может стать для него благоприятной? Не стоит ли выйти из коллектива, где заправляет ненависть?
Агрессивный коллектив не способен выполнить свои развивающие задачи, а его лидеры чаще всего показывают остальным участникам группы, что достичь успеха, стать популярным можно только унижая более слабых.
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка:
- маленького ребёнка можно переключить на продуктивные занятия
- покажите малышу более спокойные способы разрешения конфликта
- ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, знать, что ему будет оказана поддержка близких
- обсуждайте и осуждайте поступки ребёнка, а не его личность
- научите ребёнка открыто говорить о чувствах
- не стоит пытаться заглушить агрессию детей силой, иначе можно породить ответную агрессию