Каждый ребенок хочет хорошо учиться. Но получается это далеко не у всех. Кто-то невнимателен, кто-то гиперактивен, кто-то боится всего, а кто-то вообще с трудом понимает что говорит учитель.
Родители пытаются понять, что происходит с ребенком. Ведь помимо плохих оценок любимое чадо стало замкнутым, начало хамить или стало отказываться от любой деятельности, связанной с учебой. А выполнение домашних заданий? В некоторых семьях этот «кошмар» продолжается в течении пяти – шести часов каждый день. После чего мама (папа, бабушка и т.д.) готовы расправиться со своим ребенком, а заодно и с учителем, школой и т.д.
Учитель в школе тоже не понимает, что происходит с учеником: «Вроде такой умненький, все понимал, а сейчас у него ничего не получается».
И таких детей, имеющих трудности обучения с каждым годом становится все больше и больше.
Под трудностями обучения подразумевают как саму школьную неуспеваемость, так и те случаи, когда ребенок успевает по всем предметам в ущерб своему здоровью (см.: Ахутина Т. В., 1998). В прежние времена основной причиной школьной неуспеваемости ребенка считалось его плохое воспитание в социально неблагоприятной семье. Однако в последние годы все чаще и чаще педагоги и психологи сталкиваются с обратным явлением: ребенок, казалось бы, из вполне благополучной семьи оказывается неуспешным по ряду ведущих школьных дисциплин. Зачастую более или менее приемлемая успеваемость дается ребенку с трудом, нанося вред его физическому и душевному здоровью. За хорошие отметки в школе такой ребенок расплачивается головными болями, постоянными ОРЗ, невротическими или астеническими реакциями.
В начальной школе эти трудности проявляются прежде всего в трудностях письма, чтения и счета – видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка.
Что же лежит в основе механизма неуспеваемости детей? Это единичные или совокупные факторы развития ребенка. К ним относятся:
Биологические факторы:
— отягощенные условия беременности (повышенный фон радиации в той местности, где проживала беременная, болезни матери, ранний и поздний токсикозы);
— длительное лечение бесплодия гормональными препаратами;
— патологии при родах;
— травмы или тяжелые заболевания ребенка в раннем детстве.
Социально- психологические факторы:
— нарушения воспитания: гипер– или гипоопека в семье;
— вынужденная социальная изоляция (ребенок долго болеет или живет вдали от сверстников, воспитывается в интернате);
— педагогическая запущенность (ребенок не учится в школе в силу каких-либо обстоятельств и с ним никто не занимается);
Индивидуальные или наследственные атипии развития:
— у членов семьи наблюдались задержки моторного или речевого развития;
— у ребенка наблюдается дисгармония гиперразвития (одаренности) в отдельных функциях в сочетании с недоразвитием других.
О недостаточности функционального развития ребенка в школьном возрасте могут свидетельствовать:
— низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от пятерок до единиц за короткий период времени;
— трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах;
— плохая память;
— зеркальное письмо, то есть написание букв («э», «б», «в», «з» и т. д.) и цифр (5, 4, 3 и т. д.) в другую сторону;
— ошибки на письме «не по правилам» (например, «машена» вместо «машина»), замена букв, их пропуск, недописывание букв и слов, перестановка слогов;
— неусвоение правил или неудержание во внимании программы действий, что выражается в плохом поведении на уроке, непроизвольном отклонении от задания.
Желательно обратить внимание на подобные недостатки сразу, так как мозг ребенка пластичен и функции эффективно корригируются до 12 лет. Затем слабые звенья психических функций можно компенсировать за счет более сильных, но это путь уже более трудоемкий.
Придя на прием к нейропсихологу, вы узнаете, как развиты те или иные зоны головного мозга вашего ребенка, какие условия надо создать, чтобы ребенок мог реализовывать свои способности. Из каких составляющих складывается успешность обучения и социализации вашего ребенка в школе? Как ему помочь справиться с проблемами, которые кажутся неразрешимыми ему самому, его учителям и родителям?