Отстаньте от меня, «правильные люди»! / Статус в социальной сети
Есть такое описательное понятие стиля работы с людьми — директивный подход.
В принципе, понятие это достаточно широкое и распространяется на самые разные сферы человеческой жизни. Это может проявиться и в организации работы какого-нибудь предприятия, и в управлении более масштабными образованиями, и в любой другой сфере, где есть отношения между людьми. Психотерапия и психологическая помощь тут, разумеется, не станет исключением.
Прямой, исключающий сомнения в своей правильности подход, содержащий ясные простые указания на тему того, что нужно и что не нужно. Что полезно и что не полезно. В какую сторону лучше в жизни двигаться, а в какую совсем нежелательно. У психотерапевта или психолога есть какое-то определенное и конкретное понимание, как именно его пациент должен выходить из жизненной трудности или справляться с симптомом.
В мире боевых искусств говорят:
Побеждает не единоборство, побеждает мастер.
Наверное, и здесь тоже есть что-то такое. Попросту все люди разные, с разными личностными чертами и своеобразием, и специалисты тут тоже не исключение. Кому-то просто самим жизненным развитием и историей суждено быть директивным, и в этом есть свои сильные стороны.
Многие пациенты, когда чувствуют, что для них есть уже готовая структура смыслов, понятная последовательность действий, испытывают значительное облегчение — снижается тревога именно из-за того, что можно, наконец, на время кому-то доверить себя и сбросить груз ответственности за свои проблемы. Определенность всегда рождает спокойствие. Философ Витгенштейн на эту тему выражался примерно так:
Лучше следовать ошибочной системе развития,
чем не следовать вообще никакой.
Это довольно свойственно человеческой природе, и никто не вправе ставить это кому-то в открытый упрек. Интересно другое. Все больше и больше людей начинают без всякого прямого воздействия каких-либо врачей, психологов или духовных учителей относиться директивно к самим себе.
Сама культура общества осуждает и всячески старается исключить любые отклонения от условной нормы. Любое отклонение от хорошего самочувствия или несоответствие неким стандартам существования в социуме расценивается как неправильное, как проявление болезни или морального краха. Как говорила одна пациентка на первой встрече, когда формулировала свои ожидания от психотерапии: «Мне хочется стать более продуктивной».
Колесо жизни вращается, жизнь не стоит на месте, жизнь идет вперед, и многим очень не хочется потерять некий средний темп, выпасть из общего процесса, почувствовать или, еще чего хуже, дать увидеть окружающим, что с тобой что-то не так.
У каждого свой список таких потайных слабостей:
- кто-то в ужасе от своих внезапно возникших панических атак и уже катастрофически фантазирует о том, что «сходит с ума», «пойдет по наклонной», «уволят с работы», «не смогу справляться» и т. д.
- Кто-то не понимает, отчего последнее время снизилось настроение, и не радуют прежде вдохновлявшие занятия.
- А кто-то и просто в иной ситуации даже заплакать наедине с собой себе не позволяет, потому что с детства усвоил, что это «явный признак слабости».
Список, разумеется, далеко не полный. Все это трактуется людьми как признаки собственной несостоятельности в чем-то, несчастья. И, понятное дело, от такой несостоятельности нужно срочно избавляться.
Именно в этот момент человек, привыкший к себе относиться директивно, командным тоном, не особо вдаваясь в подробности того, что с ним происходит, начинает делать самое для себя доступное. Он начинает себя заставлять. Натуральным образом пытаясь втянуть самого себя за шкирку к счастью.
Как это часто делают родители со своими упирающимися детьми, когда им срочно надо тех куда-то отвести. Просто берут за шкирку и тащат.
И тогда человек, у которого впервые возникли панические атаки, пережив первый шок и найдя в себе силы мобилизоваться, начинает усиленно с собой бороться. Начинает предпринимать множество усилий, чтобы этого с ним больше не произошло. И по какому-то несчастливому совпадению, чем больше старается, чтобы этого не произошло, тем чаще это с ним начинает происходить.
И тогда тот, кто вдруг стал невесел и потерял интерес и вдохновение ко многим сторонам жизни, начинает предпринимать усилия «чтобы собраться и как-то взять в себя в руки». И это «взять себя в руки» тоже, как правило, означает заставить. И такой способ тоже редко бывает успешным, потому что человек, делая все это, переступая через себя, чувствует фоном некоторую фальшь и вынужденность всех своих начинаний. И становится зачастую от такого взятия себя в руки» не лучше, а хуже.
В большей степени от того, что происходящее с этими людьми имеет какие-то корни в их бессознательном, в их внутреннем мире. И для этих панических атак, и для апатии есть какие-то внутренние предпосылки, чуть более глубокие причины, чем обычная повседневность. Что-то пошло не так, что-то начало внутри меняться, происходить.
И люди не пытаются обратиться к себе, чтобы исследовать это и понять, что с ними творится внутри, чтобы, наконец, начать слушать и прислушиваться к себе, а начинают разворачивать вынужденную деятельность по приведению себя к стандартам нормы — «прийти в чувство», «взять себя в руки». А вот для этой деятельности внутренних причин в такой ситуации особо и нет. Причины эти большей частью внешние. Как там говорилось — «Есть такое слово «надо«!». Вот надо — и все тут.
К слову, по такому же механизму часто развиваются и нарушения засыпания, и многие виды эректильной дисфункции. Потому что «НАДО»! А раз надо — за шкирку себя, и вперед к счастью!
Надо обязательно именно сейчас заснуть, потому что завтра важное событие/работа/что-то еще, катастрофически важным сейчас кажущееся. И надо: надо быть бодрым, надо быть подготовленным. Продуктивным опять же, как выше уже упоминалось. И вот это «надо» крутится и крутится в сознании, не давая ему расслабиться и перейти в режим сна. Вернее, если проще, сам себе человек не дает, конечно.
Надо непременно произвести на эту женщину колоссальное эротическое впечатление! Надо показать ей, кто лучший в постели, надо не ударить в грязь лицом, надо быть на высоте, надо быть долгим и томительным, как в кино, надо, надо, надо… И незаметно уже, что сконцентрировался за всеми этими «надо» не на ней, а на себе. Но на себе не так, чтобы в себя вчувствоваться — а хочу ли я вообще с ней быть? а есть ли между нами что-то, действительно вспыхнувшее? мое ли это глубинное желание сейчас или как в песне про советских героев спорта: «Мы должны всем рекордам наши гордые дать имена!»? А на себе, как на ком-то, кто сдает некий важный экзамен перед уважаемой оценочной комиссией и не имеет права на ошибку.
Недавно прочитал у Ролло Мэя, одного из основателей экзистенциальной терапии, мысль о том, что прекрасный любовник — это потенциальный импотент. Притупляет свои чувства, чтобы показать себя с лучшей стороны. К интимности относится как к выступлению. Себя воспринимает как машину, которую нужно как следует наладить перед работой. И в результате все больше и больше теряет чувства в интимности. А тенденция все та же — нужно тащить себя за шкирку к счастью.
Или вот застенчивые люди. Как уже только их не пытались отредактировать и привести в соответствие с неписаными стандартами коммуникабельности. В некоторых учреждениях такие стандарты даже оцениваются как один из показателей успешности сотрудника, и от этого зависит его продвижение в иерархии фирмы и уровень доходов.
Представить себе только: специалист по программному обеспечению, человек, для которого часто характерен мир, в котором он значительную часть времени погружен в себя, но должен-таки по стандартам быть коммуникабельным и ширить свои социальные связи.
И есть множество довольно успешных тренингов, на которых теми или иными действенными методами можно фактически заставить человека выйти из своей капсулы и начать общаться все больше и больше. В части случаев это становится для человека хорошо. И это, как правило, связано с тем, что еще до всех тренингов он уже прошел внутри себя значительную часть пути к открытости людям. И тренинг для него стал просто своего рода инициацией, неким посвящением.
А в довольно большой части случаев получается так, что сильное раскачивание маятника извне в сторону коммуникабельности вызывает эффект временной активизации, потом идет резкий возврат к замкнутости даже большей, чем была до этого. Потому что для замкнутости, застенчивости и нерешительности глубинные личностные причины были, и они были тем, из чего в том числе состоит человек внутри. А для резкого выхода наружу, к людям, причины оказались больше внешними, и просуществовало это недолго. И здесь то же желание отнестись к себе, как к предмету, который нужно к счастью тащить за шкирку.
Статус из социальных сетей в качестве эпиграфа взят неслучайно.
На каждого из нас в каждый момент жизни оказывается значительное социальное давление.
Для каждого готов вот этот усредненный образ нормального или «правильного» человека.
И в каждом из нас живет противодействие этому усреднению и попыткам подогнать под некие единые для всех «стандарты». Потому что каждый из нас внутренне неповторим.
И путь в жизни, и способ проживания жизни у каждого из нас свой.
И если в каждой жизненной трудности или кризисном переживании отказывать себе в том, чтобы проживать, пере-живать, прислушиваясь к себе, стараясь что-то наладить и выровнять, но поступая и проявляя себя в созвучии именно с собой, с глубоким, с искренним, а не сразу хватая себя волевым рациональным до мозга костей «правильным» усилием за шкирку, можно в итоге однажды столкнуться с потерей собственных смыслов, собственных желаний, побуждений. В конечном счете, с потерей себя. Когда есть только стандартная, внешне правильная, но маска, которую по инерции человек просто продолжает день за днем на себя надевать.