Как часто, приходя в гости к знакомым и малознакомым людям, мы замечаем ребенка, который прячется за родителей или капризничает: не хочет рассказывать стихи и т.д. В школе такое поведение может характеризоваться как трудности в установлении контакта и чрезмерное волнение, когда нужно отвечать у доски перед всем классом.
Что же за всем этим стоит? Нервозность, невоспитанность или стеснительность?
Современные исследования говорят о том, что стеснительность, которой принято объяснять некоторые «странности» в поведении ребенка – серьезная проблема, которая нуждается в коррекции – и чем раньше, тем лучше.
Стеснительность – психологическое напряжение, которое проявляется так же в физиологическом состоянии (учащенное сердцебиение, сбивчивая речь, покраснение, неуклюжесть в действиях). Человек концентрируется на том, что думают о нем окружающие и старается соответствовать этим фантазиям.
Но что чувствует ребенок, который в буквальном смысле боится окружающего мира:
— во-первых – низкая самооценка, так как ребенок, в прямом смысле не уверен: достаточно ли он хорош для того, чтобы проявлять себя – примут ли его таким?
— во-вторых – изоляция от социума: такие дети с трудом устанавливают контакты с другими людьми, с трудом смотрят в глаза и говорят нечетко или запинаются. Из-за внутреннего напряжения отношения становятся искусственными, а для ребенка это еще и осложняется подшучиванием более коммуникабельных сверстников.
— в-третьих – чрезмерная потребность в контроле ситуации и своего «правильного поведения». Иногда доходит до того, что ребенок перестает рисовать «каракули» и начинает рисовать исключительно буквы, так как это некоторая схема, по которой можно безопасно действовать – это заведомо правильно.
Причины застенчивости имеют и физиологические, и социальные причины: глядя на маленького ребенка, (насколько он пуглив, плаксив и общителен) можно предположить тип его темперамента и стиль поведения. Но не только физиология определяет стеснительность – как ни крути, а это социальный феномен, так как появляется только в присутствии людей… Отсюда и природа формирования: улыбающихся и коммуникабельных детей чаще берут на руки просто так, поиграть, с ними проще общаться, в то время, как тревожного ребенка в основном успокаивают и пытаются понять причину его недовольства. Так закрепляется модель восприятия мира: для одних он враждебен и взаимодействие с ним болезненно, а для других – наоборот.
Еще одним катализатором стеснения или стыда за себя является сравнение старших с кем-то: братом, сестрой или другими детьми. Ребенок чувствует, что не дотягивает до поставленной планки, и не может стать таким, как тот, с кем его сравнили и просто выходит из игры.
Кроме вышесказанного, менталитет и стереотип воспитания в семье играет огромную роль. Приведу пример на крайностях, а потом каждый сможет оценить по шкале, к какому типу больше относится Ваш стереотип.
Итак, японская система считается образцом добродетели и, хотя это чуть ли не первая страна по прогрессу, их к этому в большинстве своем подталкивает низкая самооценка и недовольство собой. Дело в том, что в японской традиции все заслуги – это заслуги родителей, которые воспитали детей такими и одновременно вина за все ошибки, недочеты и неудачи целиком возлагается на человека. Таким образом, успех недостижим, успех – это само собою разумеющееся, и поэтому за него особо не хвалят, скромность и застенчивость считаются добродетелью. Такие дети сдержанны, исполнительны и хорошо работают в команде, потому что ответственность распределяется, однако избегают неопределенности и новых ситуаций, в которых отсутствуют правила игры.
В Израиле все с точностью до наоборот: дети собирают все лавры и любая победа — достижение ребенка, а все, что не сложилось – просчеты воспитания родителей. Таким образом, ребенок свободен в своих действиях, открыт новому опыту, так как не боится наказания или угрызений совести. Поэтому такие дети более склонны к риску, новаторству и могут работать сами. Однако такого ребенка очень сложно контролировать…
Конечно, обе модели радикальны и каждый выбирает, что ближе ему.
Способы коррекции застенчивости в домашних условиях:
- Не стоит давать оценку или вешать ярлык поведению ребенка. Например, если он опять же прячется от новых людей и т.п., можно просто сказать, что ему нужно чуть больше времени на знакомство с человеком и не заострять внимание на этом факте. Тогда ребенок сможет сам регулировать скорость сближения.
- Иногда ребенок боится в общении именно самовыражения, поскольку не уверен, сможет ли произвести должное впечатление – имеет смысл предоставить альтернативные способы самовыражения, например рисование, но без четких форм и правил, лепка и т.д.
- Хорошо, когда взрослый может признаться в своих ошибках или смешных ситуациях – это как бы дает право на ошибку ребенку.
Как уже говорилось неоднократно, ребенок, которого принимают таким как есть – самый счастливый, его постоянно учат жить – детский сад, затем школа, кружки и т.д. и только дома он может просто «быть», возможно в этом и есть смысл воспитания не учить каким стать, а позволить просто быть собой – это самый лучший урок, который может дать семья, а для застенчивого ребенка это еще и коррекция – он все время подстраивается под ожидания, возможно если перестанут ожидать, он и не будет подстраиваться…